РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

90 гг. привели к глубоким ценностным деформациям политического воздей- ствия на все механизмы политической социализации молодежи. Патриотизм по определению Л. Н. Гумилева – это элемент нацио- нального самосознания, который проявляется в любви к своей Родине, на- роду, языку, истории, культуре, национальным традициям [1, с. 496]. «Пат- риотическое единение людей имеет в корне духовную природу, слагаясь и протекая в формах права и государства. Если же кто-нибудь выразит это так, что “гражданин вселенной” не может быть патриотом и что отвер- гающий родину “интернационализм” является последним словом нор- мального правосознания, то такое решение будет совершенно неверным. Иметь родину значит иметь особый, самостоятельный естественно- правовой союз, не совпадающий со всемирной, общечеловеческой общи- ной, и отдавать ему преимущество в деле любви и служения. Этот союз покоится на некой преимущественной духовной однородности и близости людей, а духовная однородность создает то преимущественное – жизненное и действенное – патриотическое единение, которое имеет все- гда естественно-правовой характер, а обычно изливается и в положитель- но-правовую организацию. Патриотизм есть правая и верная любовь инди- видуального “я” к тому народному “мы”; которое возводит его к великому, общечеловеческому “мы”; это есть реальное, духовное единение человека и народа в великом лоне общечеловеческого» [3, с. 11]. Патриотическое воспитание молодежи должно базироваться, с одной стороны, на основе укрепления демократических ценностей в массовом соз- нании, а с другой – на конкретно-исторических традициях российского на- ционального самосознания (соборности, духовности, самоотверженности, от- крытости для представителей всех этнических и конфессиональных групп). Традиционно в российской политической культуре понимание пат- риотизма было связано с особым отношением к священной обязанности по защите своего Отечества, и поэтому не снижается объективная потреб- ность в целенаправленном военно-патриотическом воспитании молодежи. Реализация на практике действенной программы патриотического воспи- тания предполагается через ряд тематических мероприятий как со стороны государства, так и гражданского общества Противостоять негативным тенденциям духа нашего времени может лишь поистине целостная, сильная и волевая личность, настоящий патриот и гражданин. Исходя из слов В. В. Путина, «нельзя создать здоровое обще- ство, благополучную страну, руководствуясь принципом “каждый – сам за себя”, следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и ижди- венчества» [5]. Из этого следует, что важнейший компонент российского патриотизма есть коллективизм, основанный на идее соборности. Этот не- заменимый элемент всегда выражала на протяжении всей истории страны наша национальная идея. Взять хотя бы исторические периоды Киевской

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=