РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

88 ки. Далее со студентами вспоминали основные компоненты навыка от- стаивания своих прав, которые они будут тренировать в играх; студентов просили отметить те компоненты, которые им удаются хуже всего и кото- рые нуждаются в тренировке. Далее происходил выбор карточек парами, определение, подходит ли описанная ситуация для тренировки требующе- гося компонента навыка, и их разыгрывание. Студентов предупреждали, что уверенное поведение не означает агрессию в отношении другого, по- этому ориентировали на комплиментарное завершение диалога в адрес партнера. В случае если кому-то из студентов не удавалось уверенное поведение, то в ситуацию в качестве партнера включался педагог, так под- страивая свое поведение, чтобы привести студента к положительному ре- зультату. По окончании упражнения проводилось обсуждение того, что показалось скучным, что оказалось интересным и полезным; студентов просили отметить, что именно им особенно удалось в общении. В целях стимулирования у студентов организованности нами приме- нялось упражнение «Рациональное использование времени». Каждому студенту давалась матрица с началом фраз, к каждой из которых было не- обходимо написать не менее пяти окончаний: «У меня слишком мало вре- мени, потому что…», «У меня было бы больше времени, если бы…», «Я расходую слишком много времени понапрасну, потому что…», «Я слишком мало могу влиять на планирование своего времени, потому что…». После окончания работы студентам предлагалось проанализиро- вать свои записи и выделить те препятствия, которые в наибольшей мере мешают оптимальной работе. Затем с группой проводилось обсуждение, каким образом можно сберечь время, как лучше организовать свою работу. Использование тренинговых упражнений различной целевой направ- ленности позволило нам осуществлять стимулирование профессионально значимых лидерских качеств педагога у студентов с различными уровнями их сформированности. На начало проведения тренинговых упражнений студенты были достаточно скованны в выражении мнений, высказываниях и действиях. По мере включения их в деятельность, создания раскрепо- щенной обстановки студенты стали проявлять себя ярче. В связи с определенными ограничениями в объеме статьи мы не мо- жем осветить всего содержания проведенного исследования. Отметим в заключение, что в ходе экспериментальной работы была подтверждена эффективность тренинговых упражнений в формировании у студентов профессионально значимых лидерских качеств педагога. Литература 1. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=