РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

87 В целях формирования у студентов умения мотивировать и убеждать окружающих проводилось упражнение «Круг и я». Студенты группы ста- новились в круг лицом к центру, взявшись за руки. Одному студенту, вы- бранному жребием (или по желанию) и находящемуся за кругом, предла- галось убедить остальных впустить его внутрь. Для этого можно было использовать разные способы: уговоры, убеждение, ловкость, хитрость, обещания, искренность или другие. Если игроком являлся студент с ярко выраженными недостатками сформированности определенных качеств, ему предлагалось действовать из позиции «наоборот»: нерешительному предлагалось действовать так, будто он самоуверен, решительным – попы- таться убедить круг или «взять его на жалость»; студентам, проявляющим определенную агрессивность в высказываниях, мы предлагали убеждать круг тихо и очень интеллигентно. Если за отведенное время попасть в круг не удавалось, игрок менялся. В конце упражнения обсуждались стратегии игроков, сравнивалось их поведение в упражнении и в реальности, выяс- нялось, в чем причина различий поведения. Для лучшего освоения способов коммуникации, обеспечивающих по- нимание между собеседниками и выполнение руководящих указаний, мы использовали упражнение «Передача распоряжения». Студентам зачиты- вали распоряжение высокой степени сложности и предлагали индивиду- ально переформулировать его в более доступный для понимания вариант, но при условии сохранения исходной задачи и записать его. Затем надо было обсудить его с партнером по паре, выбрать или выработать новый вариант и записать его. Полученные версии предлагалось обсудить между двумя парами и записать новый вариант. Оптимальный вариант распоря- жения записывался после группового обсуждения всех ранее полученных вариантов, при этом студентам напоминали, что должна быть сохранена исходная задача. Когда была получена окончательная версия распоряже- ния, со студентами обсуждали процесс построения распоряжений, наибо- лее доступных для понимания. Студенты самостоятельно «открывали», что первым шагом должно быть выделение ведущей задачи, затем надо опре- делить сферу действий каждого участника распоряжения, ожидаемый ре- зультат и сроки его выполнения. Это помогало им в дальнейшем уйти от громоздких речевых конструкций, более четко формулировать задания для работы в малых группах, при подготовке коллективных дел, при руково- дстве деятельностью детей на педагогической практике. Для повышения решительности, стимулирования уверенности в от- стаивании собственной позиции в общении нами использовалось упражне- ние «Отстаивание прав». Перед началом упражнения с группой проводи- лось обсуждение, какие права нужно отстаивать безусловно, и в каких ситуациях они могут быть нарушены. По итогам обсуждения выбирались ситуации для разыгрывания в парах и записывались на отдельные карточ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=