РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

86 те из них, которые способствовали актуализации и уточнению представле- ний о лидерских качествах педагога, развитию отдельных лидерских ка- честв. При этом мы учитывали, что, во-первых, упражнения не должны но- сить ярко выраженный психологический характер и быть удобны в работе педагогам; во-вторых, что они могут стимулировать профессионально зна- чимые лидерские качества педагога. Поясним на примерах, как проводи- лись некоторые из тренинговых упражнений. В целях уточнения представлений о лидерских качествах использова- лось упражнение «Примеры». Студентам предлагалось вспомнить свои впечатления (начиная со школы) и записать имена тех людей, которые яв- лялись примером и образцом для подражания; отметить, сколько им в это время было лет и что являлось в этих людях наиболее важным. Затем пред- лагалось указать, перенимали ли студенты у этого человека что-то такое, что помогает в освоении педагогической профессии и подумать, кто явля- ется профессиональным образцом в настоящее время, чему научились или хотели бы научиться у этого человека. После этого следовало общее обсу- ждение записей, определение важных для наибольшего количества студен- тов качеств педагога. Для обучения умению анализировать собственные лидерские качества мы использовали упражнение «Я – лидер?», которое проводилось в три этапа. На первом студентам давалось задание ответить на два вопроса (с фиксацией ответов на листе бумаги): какие качества и умения лидера я знаю в себе; какие привычки и качества мешают мне быть лидером. На втором этапе студентам предлагалось объединиться в малые группы (до 5 человек) и обсудить ответы. Каждый участник сравнивал искренность сво- их ответов с мнениями членов малой группы, оценивая свою работу по 5-балльной шкале и заносил балл в лист. Третий этап включал групповое обсуждение первых двух этапов, выделение того, что оказалось для сту- дентов наиболее сложным (самоанализ, искренность ответов, их глубина, возможность открыться, принятие критических замечаний и т. п.), и того, что оказалось значимым в результате упражнения. Для развития наблюдательности и коммуникабельности мы использо- вали упражнение «Конкретные комплименты», в котором студентам пред- лагалось посмотреть на других студентов и найти что-либо в поведении одного из них, что безусловно нравится. Выразить это предлагалось в од- ной из фраз: «У тебя лучше, чем у меня получается...» или «У тебя так же хорошо, как у меня, получается…». При этом отслеживалось, чтобы поощ- рялись реально имеющиеся у студентов качества. После завершения «ком- плиментов» проводилось обсуждение, в процессе которого выяснялось, что чувствовали студенты, когда говорили и получали комплименты, ка- кую из фраз было труднее использовать, насколько трудно было опреде- лить, что конкретно нравится в других людях.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=