РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

85 качеств личности. Затем был использован метод содержательно-логических пересечений, который позволил нам определить состав профессионально значимых лидерских качеств педагога. К их числу были отнесены: актив- ность, инициативность, гибкость, информированность, эмпатия, наблюда- тельность, настойчивость, коммуникабельность, организованность, реши- тельность, самоконтроль, самостоятельность. В определении механизма формирования лидерских качеств как про- фессионально значимых для педагога мы исходили из концепции формиро- вания профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова [ 1 ] . Поскольку ка- чества личности представлены и формируются в деятельности, механизм их формирования является приспособлением к педагогической деятельности, где происходит перестройка операционных механизмов психических свойств в соответствии с требованиями деятельности в оперативные, от психического свойства к профессиональному качеству. Данный механизм включает усвоение знаний о способах лидерского поведения, осознание ценности профессионально значимых лидерских качеств для педагога и стимулирование у студентов желания их формирования; практическое осуществление лидерских действий на основе имеющихся знаний и пред- ставлений, их закрепление в виде устойчивых форм деятельности; дальней- шее совершенствование профессионально значимых лидерских качеств. Формирование знаний о составе лидерских качеств педагога, способах построения взаимодействия и коммуникации осуществлялось нами в про- цессе учебных занятий по общепрофессиональным дисциплинам и меж- дисциплинарным курсам. Для этого были подготовлены задания на освое- ние способов организации наблюдения, понимания эмоционального состояния и определения особенностей поведения детей, организации об- щения в соответствии с общими правилами коммуникации в разных видах деятельности (учебной, игровой, трудовой, продуктивной), организации мотивации детей к предстоящей деятельности, использования различных способов организации деятельности при планировании учения, игры, тру- да, творчества дошкольников. Нами учитывалось, что перед «апробацией» этих правил в работе с детьми студентам нужно попробовать их примене- ние на сверстниках, поэтому вначале студентам предлагались общие пра- вила организации общения и деятельности, а затем показывалась специфи- ка их применения относительно детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эти задания использовались в процессе практических занятий, однако их количество не позволяло нам в достаточной мере упражнять студентов в применении способов коммуникации и организации деятель- ности. Поэтому работа на занятиях была дополнена внеучебной деятельно- стью – классными часами с включением тренинговых упражнений. Для их проведения мы проанализировали предлагаемые в социально- педагогической литературе тренинговые игры и упражнения и подобрали

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=