РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

84 ным на их возрастные потребности и интересы, и в которой наличествова- ла строгая иерархическая система отношений между педагогом и ребен- ком. В условиях гуманизации образования, ориентированного прежде все- го на разностороннее личностное развитие обучающихся, старая модель является неэффективной и не отвечающей современной образовательной концепции. Для успешного развития личности ребенка необходимо, чтобы ценности и цели педагогической деятельности взрослых присваивались ребенком как собственные, а это достижимо в процессе ценностного обме- на, подразумевающего обратную связь и осуществляемого в процессе со- вместной деятельности. Такой обмен характерен именно в отношениях «лидер – группа», а не в отношениях «руководитель – подчиненный». Осо- бую актуальность приобретает наличие лидерских качеств у педагогов до- школьных учреждений и начальной школы, поскольку их воспитанники еще не способны самостоятельно ставить для себя образовательные цели, и, соответственно, не готовы организовать собственную познавательную деятельность. Развитие детей происходит в совместной деятельности, предложенной им взрослым, и от того, насколько убедительно и привлека- тельно предложены педагогом ее цели, насколько тактично выстроено ру- ководство деятельностью, организована активность детей, зависит ее раз- вивающий результат. В данном случае руководство педагога выступает в качестве фактора организации официальной структуры, а лидерство упо- рядочивает систему неформальных отношений в коллективе в процессе групповой деятельности, и педагог-лидер эффективно способствует фор- мированию гуманных, нравственных, демократических межличностных отношений, способствующих развитию личности ребенка. Под профессионально значимыми лидерскими качествами педагога мы понимаем интегральную совокупность качеств, представляющих собой набор индивидуальных черт и способностей, проявляющихся в межлично- стных отношениях с разными субъектами педагогического процесса, в раз- личных формах их совместной деятельности и обеспечивающих наиболее быстрое и успешное достижение образовательных целей. Для определения состава профессионально значимых лидерских ка- честв нами были проанализированы исследования, посвященные выявле- нию и характеристике профессиональных качеств педагога. Их сравнитель- ный анализ показал, что отдельные качества упоминаются учеными чаще других. Мы предположили, что данные профессиональные качества явля- ются наиболее востребованными для педагога, и поставили задачу выявить наиболее часто употребляемые. С этой целью мы проранжировали профес- сиональные качества педагога, выстроив их в алфавитном порядке у каждо- го исследователя, и сравнили количественное совпадение. Это позволило нам определить общий перечень профессионально значимых качеств педа- гога. Тот же прием использовался нами при определении перечня лидерских

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=