РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

82 В этом плане для изучения взаимоотношений личностных характери- стик человека нами была предложена обобщенная схема, объединяющая в едином метрическом пространстве данные о типах темперамента, ак- центуациях характера и возможных направлениях девиантного развития поведения [3–5]. Схема такого типа может оказаться полезной при ис- пользовании в общем процессе дистанционного, программируемого обу- чения, так как дает возможность учета ряда характеристик личности человека, прямо или косвенно связанных с особенностями восприятия и мышления. В частности, таких черт, как склонность к педантичности или возбудимости, эмоциональной нейротичности или ригидности, экст- ра- и нейровертности. В рамках модели семантических сетей сущность процессов мышления и обучения может быть определена через формирование разных типов уча- стков сетей, обладающих разным описанием правил хождения по этим сетям и правил построения узлов сетей. В ходе такой работы варианты по- ведения, в том числе и варианты индивидуального обучения, формируются и проигрываются путем мысленного «моделирования». Таким образом, исходя из сказанного, можно полагать, что решение задач индивидуально-ориентированного обучения, написание обучающих программ и их оболочек существенным образом связаны с использовани- ем данных как об эмоциональных особенностях темперамента и характе- ра, так и о когнитивных механизмах восприятия и мышления человека. Литература 1. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства / Ю. А. Александровский. – М., Ростов н/Д: Феникс, 1997. 2. Батаршов, А. В. Типология характера и личности / А. В. Батаршов. – М., 2005. 3. Кроль, В. М. Психофизиология / В. М. Кроль, М. В. Виха. – М.: Кнорус, 2014. 4. Кроль В. М., Колоколов А. С. и др. Патент на изобретение № 2360294: Зарегистрирован в Гос. реестре изобретений РФ 27 июня 2009 г. 5. Кроль, В. М. О моделировании структуры личностного пространст- ва человека. Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспек- тивы развития / В. М. Кроль, М. Е. Остренкова // Материалы междунар. науч.-практ. конф.: Сб. тр. МАНПО. – Ч 2. – 2013. – C. 315–319. 6. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Киев: Вища шк., 1981. 7. Личко, А. Е. Типы акцентуаций и психопатий у подростков / А. Е. Лич- ко. – М., 1999. 8. Минский, М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. – М.: Мир, 1979.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=