РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

81 зовательных технологий. В итоге представляется возможным построение учебной среды, например, в рамках образовательного портала, допускаю- щей формирование различных индивидуальных (либо групповых) траекто- рий обучения с учетом характеристик восприятия, эмоциональных особен- ностей, особенностей внимания и мышления учащихся [3, 4, 10]. Существенно отметить, что сегодня в практическом плане речь идет об использовании индивидуальных особенностей личности учащегося, в первую очередь, в рамках дистанционного обучения, когда компьютер- ные технологии предоставляют реальные возможности индивидуализации этого процесса. В частности, возможности осуществления «быстрой» об- ратной связи с преподавателем, возможности использования траекторий, опирающихся на сжатое или более подробное изложение материала, на разную пропорцию использования образных или логических построений учебного материала [3, 4]. Особо следует отметить использование в этих целях элементов дистанционного обучения, например, связанных введени- ем в материал обучения нескольких иерархически организованных уров- ней вопросов, направленных на проверку знаний непосредственно в про- цессе обучения. Обязательный компонент наиболее простых вопросов первого уровня связан с тем, что в зависимости от правильности ответа обучающийся либо направляется для дальнейшего освоения материала, либо возвращается к изучению предыдущих разделов [4]. При этом специфика работы преподавателя (автора-составителя про- граммы обучения, тьютера) состоит в том, что он должен заранее преду- смотреть, к каким разделам данной предметной области относятся соот- ветствующие ошибки. Отметим, что такого рода работа, хотя и является весьма сложной и требующей высокой квалификации преподавателя, но вполне реализуема. В качестве своего прототипа она имеет работу репети- тора. Опытный репетитор, как показывает многолетняя практика, успешно решает проблемы подобного типа, работая при этом не с одним, но многи- ми учениками одновременно. Другим обязательным компонентом системы является использование более сложных вопросов и учебных задач, особенность которых состоит не только в обязательном наличии решения, но и подробном изложении хода решения. В рамках данного подхода диагностика личностных характери- стик учащегося может оказаться полезной в ключевых узлах структуры то- го или иного вида программируемого обучения – при выборе путей пере- ключения обучения на тот или иной вариант. Естественно, разработка самой структуры учебного пособия для дистанционного, вариативного, индивидуально-ориентированного обучения является сложным авторским делом, требующим знаний и в соответствующей предметной области, и в области диагностики когнитивных и эмоционально-волевых особенно- стей личности [2, 6, 7, 9, 11–14].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=