РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

80 В работе рассматривается модель, по которой мышление и обучение в существенной степени определяются индивидуальной структурой облас- тей знаний (фреймов) и правилами хождения по этим структурированным областям [3, 8]. Тесная связь процессов мышления и обучения определяет- ся необходимостью формирования в процессе мышления: – новых связей между «ядрами» знаний (узлами семантической сети), – изменения приоритетов ссылок, – новых путей прохождения между ранее сформированными узлами семантических сетей, – новых узлов семантических сетей, в частности, при обобщении, кон- кретизации или объединении уже имеющихся понятий, – новых условий построения ссылок. С другой стороны, процессы мышления и обучения тесно связаны с индивидуальной спецификой эмоционально-волевой сферы человека. Как известно, индивидуальное соотношение типа темперамента и характера че- ловека во многом определяет уникальность его мотивационных и эмоцио- нально-волевых действий как в случаях нормального, так и девиантного по- ведения. В определенной степени это касается вопросов использования знаний об эмоционально-личностных и когнитивных особенностях учащих- ся для оптимизации индивидуальных процессов обучения. Современное состояние педагогической психологии в полной мере со- зрело для активного использования личностных особенностей учащихся в процессах индивидуально-ориентированного обучения [3, 10]. Тип тем- перамента, мотивации, акцентуации характера в сочетании с особенностя- ми восприятия, запоминания, мышления, внимания влияют, в конечном счете, на особенности процессов усвоения знаний и формирования про- фессиональных склонностей, интересов, навыков и компетенций. Сущест- вует достаточное количество работ, показывающих, что такие, во многом наследственные, характеристики темперамента, как сила и скорость реак- ции, быстрота восприятия новой информации, уровень нейротизма или инерционности, экстра- или интровертность поведения, активно сказыва- ются на особенностях восприятия и мышления. Аналогичным образом об- стоит дело с различными акцентуациями характера, такими как, например, гипертимность или экзальтированность, с одной стороны, и эмотивность, педантичность или тревожность – с другой [1, 2, 6, 7, 11, 12]. Общепризнанная польза использования множественных образова- тельных процессов, опирающихся на современные компьютерные техно- логии и возможности дистанционного обучения, делают реальным практи- ческое использование знаний о личностных характеристиках учащихся в процессах вариативного обучения. Учет показателей индивидуальности личности в процессах обучения может стать вполне реальной задачей в ус- ловиях применения принципов обучения на основе множественности обра-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=