РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

8 многообразной рефлексии. Самостоятельной проблемой, относящейся к компетенции культурологии, остается идентификация науки как формы культурного творчества и дифференциация ее рефлексивной деятельности. Гуманитарный аспект предполагает персональную идентичность кон- кретных социокультурных условий и обстоятельств более или менее авто- номного, но всегда относительно независимого от социальных связей и отношений, систем и структур существования, самореализации, самоак- туализации и самовыражения индивида как личности в духовной и матери- альной сферах жизнедеятельности общества. Исключительное значение имеют детерминированные мировоззренческими ориентациями свободное самоопределение и ответственность личности в сферах не только духовной и материальной культуры, но и экономической, социальной и политиче- ской культуры общества, подвергаемых научным, в том числе и гумани- тарным, исследованиям. Мировоззренческие ориентации для развития гу- манитарных аспектов культурологического знания может содержать идеология науки, если она разрабатывается как включающая вероятност- ные знания и ценностные ориентации система, рефлексия динамики со- держания культурных процессов, выражение реальных социокультурных обстоятельств, конкретных материальных и духовных условий человече- ского существования. Идеология науки в сфере культурологических ис- следований может интерпретироваться как форма социального мировоз- зрения, содержащая гуманистический и гуманитарный смысл. Особое значение имеет проблематика гуманитарных и неотделимых от них гума- нистических смыслов массовой культуры, включающей научно-популярное знание и его идеологические и мировоззренческие рефлексии и интерпре- тации. Гуманитарной рефлексии на мировоззренческом уровне подвергаются идеология, мифология и политика, ориентированные на социальные измене- ния и практику, утопизм, консерватизм и традиционализм, их последствия для культурных процессов. Интегральному исследованию может быть подвергнута проблематика влияния на гуманитарные аспекты культурологии естественных наук, их теоретических методов, принципов и рефлексии. Различение на теоретиче- ском уровне естественных, социальных и гуманитарных наук, особенно в аспектах их дифференциации, интеграции и взаимодействия, произво- дится не только по предмету и объекту, но и в сфере субъективного целе- полагания, по конвенциональным нормативам и конкретным процедурам исследований. Это определяет уровень эффективности науки в обществе, процессах духовного и материального производства и практическое значе- ние для сохранения и развития культуры и цивилизации. Естественнона- учные и социальные исследования условий человеческого существования, прежде всего социокультурной среды, предполагают в качестве элементов мировоззренческих ориентаций и установок исследовательской деятельно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=