РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

78 Для развития памяти дошкольников была составлена коррекционно- развивающая программа, для которой были отобраны русские народные кумулятивные сказки. Программа строилась с учетом индивидуальных особенностей развития памяти детей шести лет, выявленных в ходе ди- агностики. Последовательное ознакомление со сказками определялось постепен- ным усложнением сюжетной линии, увеличением количества эпизодов, действий, коммуникаций, действующих персонажей, повышением слож- ности речевого материала. Вначале использовалась сказка «Курочка Ряба» с простой сюжетной линией, где действия исполняли три персонажа. Впоследствии читались сказки с более сложным содержанием, действия в них усложнялись, изме- нялись фразы. Например, в сказке «Колобок» присутствовало уже семь персонажей, отмечались более сложные и развернутые действия. Коррекционное занятие проводилось по следующему алгоритму. 1. Вводная часть. Ее основная цель – в создании интереса и подготов- ке детей к восприятию текста. Здесь можно использовать куклы- марионетки, которые заинтересуют детей с ЗПР, привлекут их внимание. На этом этапе эффективны вступительная беседа, показ картинок к задан- ной сказке, чтение стихов и загадывание загадок. 2. Первичное чтение произведения, которое сопровождается показом иллюстраций к данной сказке. 3. Беседа с ребенком на доступном ему уровне. Используются наво- дящие вопросы, которые будут активизировать его внимание, показыва- ются картинки с целью того, чтобы ребенок с ЗПР вспомнил прочитан- ный материал. 4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ. На этом этапе проводится элементарная инсценировка с игрушками, где главная роль отводится дефектологу. Используются наводящие вопросы, что было в начале сюжета, что потом, кто первый тянул репку, кто шел за дедушкой. В задания все время включаются мнемические приемы. 5. Пересказы детей с ЗПР сказки с опорой на зрительные образы. Вна- чале используется прием сопряженного и отраженного пересказа, затем дети пересказывают самостоятельно с незначительной помощью взросло- го. На этом этапе может проводиться частичная инсценировка сказки с иг- рушками. В качестве модели, воспроизводящей структуру сказки, ребенку с ЗПР предлагаются картинки, которые наглядны, красочны, доступны для понимания. 6. Заключительная часть. Здесь можно использовать «постановку» сказки с помощью игрушек, настольного театра, игры-драматизации. Исходя из данных, полученных в ходе исследования, можно сказать о том, что дети с ЗПР по-разному воспринимают информацию. Это, пре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=