РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

77 а именно ЗПР, для которых необходима специальная технология обучения и развития, обусловленная недостатками дефекта и позволяющая осущест- вить его компенсацию. Для развития памяти детей с ЗПР такой технологи- ей может стать использование кумулятивных сказок. Исходя из особенностей развития детей с ЗПР, именно кумулятивные сказки являются более доступными и понятными, они легче запоминаются и воспроизводятся дошкольниками, способствуют развитию всех видов памяти. В России и зарубежье опыт психокоррекционной работы с помо- щью кумулятивных сказок представлен в работах Э. Гарднер, Т. Зинкевич- Евстигнеева, М. Осорина, Е. Лисина и др. Кумулятивная сказка – это сказка, в которой диалоги или действия повторяются и развиваются по мере развития сюжета. Такое построение этих сказок способствует лучшему запоминанию их ребенком с ЗПР. Рассмотрим особенности кумулятивной сказки применительно к спе- цифике категории дошкольников с ЗПР. Кумулятивная сказка не перегру- жена деталями, что значимо для данной группы детей, так как у них сни- жен объем запоминания, им требуется значительно больше времени для осмысления произведения, его понимания. У детей наблюдается зависимость понимания текста от личного опы- та, поэтому кумулятивная сказка наиболее доступна для лучшего понима- ния детей с ЗПР шести лет. Такие дети любят повторяющиеся моменты, что является основным отличием данной группы сказок. Кумулятивные сказки построены на диалоге персонажей, что сущест- венно для дошкольников с ЗПР, потому что они испытывают трудности в общении с другими людьми, налаживании контакта. Для русских народных кумулятивных сказок характерен повтор сю- жета, линейность, что в свою очередь свойственно дошкольникам с ЗПР, потому что для их памяти характерны неточность воспроизведения и бы- страя утеря информации. Яркие образы, которые используются в подобных сказках, будут спо- собствовать более легкому усвоению материала, поскольку воздействуют на эмоционально-волевую сферу детей шести лет и облегчают как запоми- нание, так и воспроизведение. В кумулятивных сказках нет перегруженности деталями, присутствует а также способствует более эффективному запоминанию. Эти обстоятельства определили выбор исследования, которое прово- дилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательно- го учреждения № 137 г. Тулы – детского сада комбинированного вида. В исследовании участвовало 10 детей, имеющих диагноз ЗПР резидуально- органического генеза.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=