РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

76 О. И. Кокорева, кандидат педагогических наук, доцент А. С. Бочарова, студент IV курса Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КУМУЛЯТИВНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Свыше половины легких отклонений в умственном развитии класси- фицируются как задержка психического развития (ЗПР). Понятие «задерж- ка психического развития» имеет психолого-педагогические корни и ут- верждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Подобные дети обратили на себя внимание многих психологов и педагогов (Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, М. С. Певзнер, Г. Е. Суха- ревой и др.) еще в прошлом столетии. Все познавательные процессы детей дошкольного возраста с задерж- кой психического развития отличаются качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза ЗПР. В том числе это касает- ся процессов памяти. Основными особенностями этой категории наруше- ний являются ограниченный объем памяти, сниженная прочность запоми- нания, что выражается в неточности воспроизведения и быстрой утере информации. В наибольшей степени страдает вербальная и механическая память. Однако при правильном подходе к обучению дети способны к ус- воению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания. Проблему достижения необходимого уровня развития памяти детей с ЗПР рассматривали многие педагоги и психологи (В. С. Мухина, А. Л. Вен- гер, В. Г. Петроченко, Л. И. Божович, Л. С. Выготский). Проведенные ис- следования выявили общие подходы, пути формирования уровня развития памяти детей с ЗПР, а также то, что подобное способствование в развитии данных мнемических способностей – это задача воспитательно-образова- тельной, психологически ориентированной работы. Дошкольный возраст – это время, когда происходит интенсивное раз- витие всех компонентов памяти, повышается скорость запоминания мате- риала, увеличивается объем долговременной и кратковременной памяти. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в раз- ных сферах психической жизни ребенка. Память у детей развивается по-разному, что зависит от индивидуаль- ных особенностей ребенка, его психического и физического здоровья. В особой степени это касается детей, имеющих нарушения в развитии,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=