РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

72 венных практик, выполнение задач которых контролируется супервизором – сотрудником учреждения, которое является базой практики. Так как клиенты, с которыми приходится работать студентам – буду- щим специалистам в области психологии и педагогики девиантного пове- дения, являются представителями проблемных категорий населения, то со- держание общения с ними зачастую весьма специфично. Специалисту необходимо понять, а не осуждать клиента, не вызывать чувство страха и ненависти, не быть высокомерным по отношению к нему, не навязывать свое мнение насильно, а привлекать его к сотрудничеству на основе доб- ровольности и свободы выбора, сберегать его личностное достоинство и самоуважение. Поэтому особое значение приобретают коммуникативные навыки специалиста. Трудно переоценить значение супервизии в процессе их формирования. Базами практики студентов могут являться учреждения помощи несо- вершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Студенты наравне с сотрудниками учреждения работают с трудными детьми и под- ростками, которые бывают дезадаптированы и зачастую склонны к какой- либо зависимости. Будущие специалисты, выходя на практику первый раз в процессе обучения, могут испытывать фрустрацию при неудачной по- пытке найти общий язык с подопечными. Супервизия способна дать воз- можность вынести на обсуждение свою проблему, получить поддержку. Помимо помощи студентам в работе с клиентами супервизия как об- разец конструктивного взаимодействия является эффективным средством профилактики асоциального поведения самих студентов. Использование супервизии в работе с людьми, которые на протяжении многих лет учатся вместе, не имея полной свободы выбора условий обучения, очень продук- тивно. Студенты хотят видеть супервизора в роли консультанта, оказы- вающего поддержку; «администратора», который несет ответственность за то, что делает студент для клиента. В процессе прохождения практики студент так же, как и сотрудник в процессе работы, зачастую может встретиться с такими негативными факторами, как профессиональный риск (возможная опасность профес- сии), профессиональный стресс, синдром «эмоционального сгорания», с которыми он порой не в силах справиться самостоятельно. В таких си- туациях важна квалифицированная помощь супервизора, который в силу своих качеств – профессионализма, опытности – сможет указать верные пути решения и поможет разобраться в сложившейся проблеме. Специалисты в области психологии и педагогики девиантного пове- дения – специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии. Они предназначены для психолого-педагогического обеспече- ния социальной работы по защите прав и законных интересов детей и под- ростков, социального оздоровления семьи, предупреждения безнадзорно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=