РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

7 в современную эпоху основывается и на гипотетическом знании, разраба- тываемом в теоретических рамках вероятностного детерминизма, мировоз- зренческое значение которого беспрецедентно для науки и культуры как динамичных форм культурного творчества. Диалектическая методология социального познания с необходимостью включает элементы релятивизма. Эта методология преодолевает основанную на позитивистских философ- ских принципах и установках редукционистскую методологию, сводящую гуманитарное знание к социальному знанию, индивидуальное начало бытия – к общественному началу жизнедеятельности человека. Большое значение для развития гуманитарных знаний имеет наполненное не только методоло- гическим, но и идеологическим, и социологическим смыслами преодоление мировоззренческой и культурной «заданности» установок, направления и выводов научных исследований. Не содержит прогрессивного научного и социологического смысла искусственная модернизация культурных тра- диций, не имеющих мировоззренческих оснований и санкций. Выбор мето- дологических и методических принципов и установок гуманитарных иссле- дований и их интерпретаций имеет культурологический аспект. Социогуманитарное знание, как и общегуманитарное знание, включен- ные в содержание культурных процессов в своем становлении и развитии с позиций диалектической методологии познания, проявляют тенденции не только к разграничению, но и относительному единству. Тенденция техно- логизации знаний имеет онтологический смысл. Инспирированное постмо- дернизмом понимание общественных структур как «конструктов» сближает гуманитарные и социальные параметры динамики человеческого бытия, но на научном уровне не предполагает их отождествление. Вопросы о тожде- стве и различии гуманитарного и социального не сводятся к логико- методологическим, методическим и организационным аспектам исследова- ний и интерпретаций культурного становления и развития личности, ее ро- лей и функций в обществе. Это объясняется и синтетическим, системным характером организационной и управленческой деятельности, развивающе- ейся в конкретных социокультурных контекстах, и аналитическим характе- ром традиционных социальных и гуманитарных наук, основывающихся на относительном и противоречивом единстве философской методологии и мировоззрения. Научные знания не всегда непосредственным образом адекватны для решения практических задач, в том числе разработки соци- альных, гуманитарных и когнитивных технологий. Последние не могут раз- рабатываться вне гуманитарных знаний и технологий, подвергаемых куль- турологической оценке и интерпретации. В стадии разработки остаются проблемы форм и методов включения научных, в том числе и гуманитар- ных, знаний в сферы деятельности человека, актуальные для развития со- циума, прежде всего, направлений экологии культуры. Особое значение об- ретает экология языка. Это относится и к культурному творчеству, и к его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=