РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

69 – как метод, обеспечивающий создание условий для принятия школь- ником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, особенно при определении профиля обучения [4–8]. Говоря о социальной адаптации детей из семей мигрантов и беженцев, важно подчеркнуть ее специфику, основанную на особенностях процесса освоения личностью норм и ценностей новой для ребенка культуры, в том числе новой детской субкультуры, воспитании доброжелательности, уваже- ния и такта во взаимоотношениях с взрослыми и детьми. При этом социаль- ная адаптация не исчерпывается только приспособлением к новой социаль- ной среде, а предполагает педагогическую помощь и поддержку ребенка в творческой социализации. Социальная адаптация при таком подходе должна строиться педагогами как деятельностная модель индивидуализа- ции, ориентированная на позитивную идентичность ребенка со своим этно- сом (Б. Мунхзаяа, Я. Э. Галоян, А. В. Можейко, М. Ю. Сопрыкин и др.) [2]. Безусловно, социально-психолого-педагогическое сопровождениеи адаптация детей в полной мере могут быть осуществлены в тех учебных заведениях, где созрели соответствующие предпосылки, при наличии вы- сокого уровня готовности к принятию идеи сопровождения и адаптации, когда все участники образовательного процесса обладают высоким уров- нем компетентности. Детский сад, школа и семья – важнейшие институты первичной со- циализации. Именно там, в общении с педагогами и сверстниками, дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивацион- но-ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и спосо- бов поведения. Все это позволяет предположить, что эмоциональное бла- гополучие коллектива при интеграции в него ребенка из семьи мигрантов возможно прежде всего при условии взаимодействия взрослых участников образовательного процесса – педагогов и родителей воспитанников. В настоящее время в практике сопровождения и адаптации детей рас- пространены различные методы активного социально-психологического обучения (дискуссионные, игровые, методы тренинга сензитивности, ви- деотренинга, группы встреч, балинтовские группы повышения профессио- нальной компетентности, тренинги с использованием элементов системы К. С. Станиславского и т. д.). Очевидно, что результативность социально-психолого-педагоги- ческого сопровождения и адаптации детей напрямую зависит от активно- сти и психологической компетентности педагогов и родителей как участ- ников взаимодействия, призванных обеспечивать благоприятные условия для проявления самости детей, способствовать их личностному росту,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=