РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

68 В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура социально-психолого- педагогического сопровождения, поддержки детей. Разрабатываются ва- риативные модели сопровождения и социальной адаптации, формируется их инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные цен- тры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико- педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.) [4; 5]. Наметились позитивные тенденции в решении сложных вопросов нормативного и пра- вового обеспечения деятельности службы практической психологии Ми- нобразования России (принято Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и меди- ко-социальной помощи (постановление Правительства Российской Феде- рации от 31 июля 1998 г. № 867), Положение о службе практической пси- хологии в системе Министерства образования Российской Федерации (приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г. № 636) и др.). Анализ трудов Э. М. Александровской, Н. И. Кокуркиной, Н. В. Ку- ренковой, П. Барднер, И. Ромазана, Г. Чередниковой, О. В. Хухлаевой, а так- же ознакомление с Приложением к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого- педагогическому сопровождению учащихся в учебно-воспитательном про- цессе в условиях модернизации образования» показали, что сегодня социаль- но-психолого-педагогическое сопровождение детей можно рассматривать в нескольких аспектах: – как профессиональную деятельность педагога-психолога, способно- го оказать помощь и поддержку ребенку в индивидуальном образовании; – как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последова- тельных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравст- венный самостоятельный выбор при решении образовательных задач; – как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; – как технологию, включающую ряд последовательных этапов дея- тельности педагога, психолога и других специалистов по обеспечению учебных достижений обучающихся; – как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного; – как целостный и непрерывный процесс изучения личности обучаю- щегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обу- чения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образо- вательного процесса в ситуациях взаимодействия; – как систему профессиональной деятельности психолога, направлен- ную на создание социально-психологических условий для успешного обу- чения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=