РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

67 – психологическую помощь семьям детей групп особого внимания и др. [5; 7]. Впервые идея социально-психолого-педагогического сопровождения высказана в отечественной науке и практике Г. Бардиер, И. Розман, Т. Че- редниковой в книге «Психологическое сопровождение естественного раз- вития маленьких детей», развита М. Р. Битяновой относительно деятельно- сти школьного психолога, конкретизирована Т. И. Чирковой относительно деятельности дошкольного образовательного учреждения. М. Р. Битянова дала развернутое определение сущности понятия «сопровождение» следующим образом: «…сопровождать ребенка по его жизненному пути – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внима- тельно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие труд- ности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем Дорогу мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг До- роги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги – право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознан- ным, – это большая удача» [3]. Представленные в научных трудах Г. А. Цукермана, Б. М. Мастерова, В. Н. Колесникова, В. В. Ивановой, В. Л. и Ю. Л. Блиновых преимущества социально-психолого-педагогического сопровождения личности можно обозначить следующим образом: – оно дает возможность следовать за естественным развитием ребен- ка, опираясь не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые он приложил для того, чтобы продвинуться вперед на пути саморазвития; – признается безусловная ценность внутреннего мира каждой лично- сти, индивидуальности, приоритетность потребностей, целей и ценностей саморазвития; – взрослый не является опорой, «костылем», на который в случае необ- ходимости может опереться ребенок (во избежание привычки делать все шаги по совету других); в данном случае речь идет о побуждении ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений, помощи в принятии на себя необходимой ответственности, то есть о создании условий для са- мопознания, саморазвития, осуществления личностных выборов [7].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=