РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

66 развития, нарушая процесс формирования и становления личности. Пере- житый опыт влияет на когнитивные процессы, особенности поведения, межличностные отношения, самооценку и в целом на мировоззрение. Спе- циалисты отмечают глубокие изменения в видении мира, себя и своего бу- дущего даже у самых маленьких детей. Степень адаптационных возможностей мигрантов определяется вы- раженностью «культурного шока» у учащихся-мигрантов, их индивиду- ально-личностными особенностями, условиями адаптации, готовностью к переменам, знанием языка, культуры, условий жизни; сходством и раз- личиями между культурами и т. д. Школа, принявшая мигрантов, бежен- цев, вынужденных переселенцев, должна быть готова к проявлению в их среде агрессии, отклоняющегося поведения, должна помочь снять «шок перехода» в новую культурную среду, адаптировать детей к изменяющим- ся условиям жизни, образования, социального окружения. В выводах исследований отечественных ученых (В. К. Калиненко, Г. У. Содатовой, Л. А. Шайгеровой и др.) выделены проблемы, которые наиболее часто возникают у детей из семей мигрантов: нарушение когни- тивных процессов, невротические реакции и функциональные расстрой- ства, эмоциональные и поведенческие нарушения, проблемы общения, рас- стройства идентичности [2]. Многие из этих проблем могут в свою очередь выступать в качестве причин других нарушений. В современных социально-педагогических условиях каждый ребенок требует особого педагогического внимания и социально-психолого- педагогического сопровождения как способа включения взрослого в учеб- но-воспитательный процесс с целью создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия. Важной задачей образования является обеспечение доступности каче- ственного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает: – защиту прав личности учащегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ре- бенку в проблемных ситуациях; – квалифицированную комплексную диагностику возможностей и спо- собностей ребенка, начиная с раннего возраста; – реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных про- грамм, адекватных возможностям и особенностям учащихся; – участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=