РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

65 Согласно Н. Ю. Абраменко, под «группой риска» понимается не фик- сированная социальная группа, а скорее динамичная структура с подвиж- ными временными и пространственными параметрами. Это специфическая ситуация, выступающая как совокупность профессионально определяемых социально-психологических критериев, обстоятельств, признаков, пове- денческих особенностей, которые обусловливают ситуацию «человек (ре- бенок) в зоне риска» [1]. В последнее время существенно пополнили группу риска дети из се- мей мигрантов и беженцев. Сегодня сложились такие социальные условия, когда поток мигрантов и беженцев в различные регионы РФ увеличился. Травматические факторы миграции лишают детей стабильного окружения, возникает риск наруше- ния процесса формирования и становления личности. Пережитый опыт влияет на когнитивные процессы, особенности поведения, межличностные отношения, самооценку и в целом на мировоззрение. В выводах исследо- ваний отечественных ученых (В. К. Калиненко, Г. У. Содатовой, Л. А. Шай- геровой и др.), выделены проблемы, которые наиболее часто возникают у детей из семей мигрантов. Это нарушение когнитивных процессов, нев- ротические реакции и функциональные расстройства, эмоциональные и поведенческие нарушения, проблемы общения, расстройства идентично- сти. Многие из этих проблем могут в свою очередь выступать в качестве причин других нарушений. Особое место в современной образовательной практике занимает со- циально-психолого-педагогическое сопровождение и адаптация детей ми- грантов и беженцев, которая включает в себя: – учебную адаптацию, понимаемую как усвоение предписываемых норм и ценностей школьного поведения , поддерживающих сложившийся в учебном заведении порядок. Она также подразумевает особенности включения подростков в учебную и воспитательную деятельность класса и школы; – социально-психологическую адаптацию, отражающую процессы межличностного взаимодействия с одноклассниками, другими учащимися школы; широту и глубину складывающихся внутришкольных связей, а также их гармоничность, удовлетворенность ими; – культурную адаптацию, характеризующуюся как развитие творче- ских способностей учащихся, знание ими истории и современной жизни принимающего общества, готовность следовать предписываемым подрост- кам и молодежи культурным образцам. Другая сторона этого процесса – включение в местную подростковую и молодежную культуру. Оно проис- ходит на фоне трансформации этнической и языковой среды мигрантов [2]. Травматические факторы миграции лишают детей стабильного, безо- пасного и поддерживающего окружения, необходимого для нормального

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=