РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

64 Как отмечает Д. И. Фельдштейн, в принципиально изменившемся ми- ре изменилась и ситуация развития и функционирования самого человека. Например, с одной стороны, отмечается рост его самосознания, самоопре- деления, критического мышления. С другой стороны, прослеживается его неуверенность, напряженность, тревожность. Возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который сказывается на общем духовном и физическом здоровье, обусловливая, в частности, пассивность, безразличие людей. Совершенно очевидно, сегодня изменилась социально-психологическая сфера человека, что объективно связано с происходящими изменениями культурно-истори- ческой среды – среды, которая, как подчеркивал Л. С. Выготский, высту- пает «в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств не как обстановка, а играет роль источника развития». Поэтому остро встает проблема осмысления именно современной среды, в которой находится человек, понимания, в каком мире, каком пространстве и в ка- ком обществе он живет, и какие требования объективно предъявляет к не- му новая ситуация его развития, какие требования формулирует и предъ- являет общество [10]. Особый интерес представляют результаты исследований, проводимых в Психологическом институте РАО, Московском психолого-педагоги- ческом университете, на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоно- сова, в Институте психологии РАН, Гуманитарно-художественном инсти- туте Нижегородского архитектурно-строительного университета. Д. И. Фельд- штейн констатирует, что если согласно материалам проведенных эмпирических исследований в начале 90-х годов многие подростки отли- чались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на чет- вертом–пятом местах по силе проявления, то в 2009 году тревожность у 12–15-летних детей вышла на второе место, усугубляясь чувствами бро- шенности, ненужности взрослому миру, опустошенности, растерянности, неверия в себя [11]. Полученные данные свидетельствуют о том, что степень реальных изменений исторической ситуации объективно обусловила качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка. Со всей очевидностью встают вопросы педагогической помощи подрастающему поколению и особенно той его части, которая в силу объ- ективных и субъективных причин может оказаться в группе риска [4]. «Слово “риск” означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети нахо- дятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые мо- гут сработать или не сработать» [9, с. 40].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=