РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

62 ных образовательных программ, которые направлены на развитие личности, ее общей культуры и индивидуальных способностей, освоение социокуль- турных ценностей, профессиональную ориентацию, организацию творче- ского труда, содержательного досуга, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья. В системе образования эти программы реализуются с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей и (или) уровня образования и (или) профессиональной квали- фикации обучающихся. Они могут носить общеразвивающий и предпро- фессиональный характер и иметь свой перечень направленностей [11]. Итак, образовательное пространство дополнительного образования можно определить как часть социального пространства, главной функцией которого является формирование будущего поколения граждан и обеспе- чение персонификации развития личности. Как пишут В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, «личность – это, прежде всего, персонализованная самооп- ределившаяся самость среди других, для других и тем самым – для себя. Именно личность есть то, что выражается в индивидуальности, которая раскрывается в самобытном “прочтении” социальных норм, выработке своего мировоззрения, своего “лица”…» [8, с. 341]. Как отмечает А. Г. Асмолов, вариативность образования рассматри- вается как тенденция, характеризующая, во-первых, способность образо- вания соответствовать мотивам и возможностям различных групп обу- чающихся и индивидуальным особенностям отдельных обучающихся; во- вторых, возможность управления изменениями, инновациями в едином образовательном пространстве как пространстве разнообразия [1]. Подводя итог, заметим, что вариативность образования способствует как индивидуализации личности, так и управлению функционированием и изменениями в системе образования на разных уровнях. Образователь- ное пространство дополнительного образования, обладая вариативностью, создает условия для индивидуализации образовательного процесса через построение и реализацию индивидуальных маршрутов саморазвития каж- дого обучающегося. Литература 1. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А. Г. Ас- молов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Сал- мина // Вопр. психологии. 2007. – № 4. – С. 16–23. 2. Асмолов, А. Г. Психология личности: Культурно-историческое по- нимание развития человека / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2007. 3. Демакова, И. Д. Гуманизация пространства детства: Теория и прак- тика / И. Д. Демакова. – М.: Нов. учебник, 2003.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=