РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

61 программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, Концепции модернизации дополнительного образования де- тей Российской Федерации. В соответствии с этими документами основной целью современного образования является подготовка разносторонне раз- витой личности гражданина, ориентированной на традиции отечественной и мировой культуры, современную систему ценностей и потребностей со- временной жизни; способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самооб- разованию и самосовершенствованию. В документах подчеркивается, что организациям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии способностей, социального и профессионального самоопреде- ления детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возраста- ет роль учреждений дополнительного образования в обеспечении занятости детей и подростков, в организации их социально значимого досуга, профи- лактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Занятость детей в сфере дополнительного образования позволяет ре- шать следующие задачи: – удовлетворение потребностей, которые могут быть связаны с жизненными планами или обусловлены конкретной ситуацией (интерес, желание обрести друзей, стремление принадлежать к группе и т. д.); – исполнение заказа (профессионализация, коррекционное обучение и пр.); – преумножение способностей, разнообразных умений, компетентности; – организация свободного времени (хобби, досуг), способствующая повышению качества жизни, расширению пространства самореализации; – получение помощи, поддержки в решении своих проблем; – поиск себя, реализация своего решения, осуществление выбора и получение опыта (проявление субъектности, освоение социального опыта); – обретение индивидуальности (добавив возможность быть...). В контексте реализации дополнительного образования особенно вос- требованными являются проектирование и реализация индивидуальных маршрутов развития обучающихся. Не случайно Федеральными государ- ственными стандартами начального общего образования важная роль в воспитании личности отведена внеурочной деятельности. «В целях обес- печения индивидуальных потребностей учащихся учебный план преду- сматривает время на введение учебных курсов, обеспечивающих различ- ные интересы учащихся, в том числе этнокультурные, на внеурочную деятельность» [10]. В содержании нового закона «Об образовании» (гл. 15, с.121) указано, что дополнительное образование строится через реализацию дополнитель-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=