РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

60 – доминанта в образовательном процессе установки на индивидуальный опыт продуктивной деятельности и учения (процесс создания знаний) с учетом свободного выбора, интересов всех участников объединения, но с четким определением ответственности каждого вовлеченного в совместную деятельность, живую коммуникацию и межличностные взаимоотношения; – организационная форма конкретного объединения (кружок, клуб, театр, мастерская, лаборатория, школа искусств, секция и т. д.) определя- ется программой педагога, но это всегда событийная общность детей раз- ного возраста и взрослых; – каждое творческое объединение (образовательная программа) ини- циируется интересом, потребностями, ожиданиями, нуждами детей и под- ростков, их родителей, но проектируется и развивается в каждом образова- тельном учреждении от этапа простого «клуба как клубка детской кооперантности» до уровня управляемой педагогом «кооперативной орга- низованности и перестает быть только сообществом детей, становясь со- обществом детей и взрослых» (С. Т. Шацкий); – каждый ребенок имеет возможность заниматься в нескольких объе- динениях, менять их; – отсутствие «каникул» и строго фиксированных сроков движения по этапам образовательного процесса [5, с. 96]. В системе дополнительного образования детей и молодежи присутст- вует та атмосфера комфортности и уюта, та самая «ситуация успеха» (по Л. С. Выготскому), партнерские отношения между педагогом и учащимися, которые, несомненно, способствуют гуманизации отношений, воспитанию и гражданскому становлению личности. Такой тип образования представля- ет собой феномен и процесс свободно избранных ребенком освоения зна- ний, способов деятельности, ценностной ориентации, направленных на удовлетворение интересов личности, ее самореализацию и культурную адаптацию, выходящие за рамки стандарта общего образования. Изучая специфику дополнительного образования, важно остановиться на вопросе: дополнительное образование – дополнительность для человека? Отвечая на этот вопрос, приведем цифры: по оценке ЮНЕСКО 85 % рабо- тающего населения приобрели необходимые для работы знания и умения за рамками формального обучения; уже в 2003 году почти 18 % жителей ЕС в возрасте 25–64 лет участвовали в неформальном образовании; в странах Скандинавии (Дания, Швеция, Финляндия) наибольшие показатели по уровню вовлеченности в НФО – почти 50 % по данным на 2004 г. [4]. Дополнительное образование детей сегодня приобретает новый ста- тус. Востребованность неформального образования как важнейшей состав- ляющей образовательного пространства современного российского общества нашла свое отражение в основополагающих документах образовательной политики страны: Национальной доктрине образования в РФ, Федеральной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=