РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

6 Духовная культура существует и развивается в языковых формах в качестве реальности бытия, ориентированная на программирование жиз- недеятельности человека. В субъективном смысле язык для гуманитарных наук конвенционален, синтезируется из содержания и рефлексии культур- ных процессов, но в объективном смысле реален и конкретен и вместе с тем субстанциален как первичная «данность» бытия для познающего субъекта. Культурология как наука рассматривает культуру, как символи- ческую реальность человеческого бытия. Символ превращается в исходное, движущее начало не только культурных процессов, но и всей человеческой жизнедеятельности (Л. Уайт). Язык науки, в том числе и гуманитарной, во многих измерениях своего существования превращается в язык символов, по крайней мере включает его в свое содержание и рефлексии. Символиза- ция языка науки служит одной из причин и следствием «антропологиче- ского поворота» в системе наук. Гуманитарные науки в своих логических, категориальных формах эксплицитно, по крайней мере в мировоззренче- ском аспекте, ориентированы на культурные ценности, их маркировку. Это относится и к нравственным, и к эстетическим ценностям. Гуманитарное познание мировоззренчески и в определенных аспектах методологически ориентируется на нравственно-эстетическую рефлексию конкретных субъ- ектов познавательной деятельности. Культурологические исследования не сводятся к пониманию и интер- претации ценностей, входящих в гуманитарное содержание культурного сознания. Для культурологии как науки, источниками которой являются философия культуры, социология культуры, социология духовной жизни общества и культурантропология, культура является первичной системой по отношению к другим подсистемам, в том числе системам этических и эстетических ценностей, оформленным на уровне теории. Гуманитарное знание и познание в их научной конкретике могут ин- терпретироваться в культурологии как рефлексии инвариантных структур культурных процессов. Культурология в широком смысле слова может считаться гуманитарной наукой, поскольку представляет собой системати- зированные и взаимосвязанные формы методологической, теоретической и методической организации гуманитарных знаний, гуманитарного созна- ния и мышления. В ее компетенцию входит соотнесение, систематизация и многообразные интерпретации образов культуры в личностном и обще- ственном самосознании. Гуманитарные аспекты развития культурологической теории, пред- ставляющей собой результат интеграции и дифференциации философских, социальных и гуманитарных наук и знаний, являются объектом исследова- ния и анализа, основанного на диалектической методологии познания. Эта методология, с полным основанием претендующая на научный статус, под- разумевающая единство субъекта и объекта познавательной деятельности,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=