РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

59 в условиях модернизации современного образования в РФ важная роль в воспитании и развитии подрастающего поколения отведена системе до- полнительного образования. Особое внимание уделяется ориентации на ин- дивидуализацию образовательного процесса, при этом реализация такого подхода возможна посредством разработки индивидуальных траекторий саморазвития учащихся, создания индивидуальных образовательных мар- шрутов и образовательных программ, которые обеспечивают индивидуаль- ный темп продвижения обучающихся любого уровня интеллектуального развития по выбранному образовательному маршруту. Все эти требования реализуются в пространстве дополнительного образования детей [5]. Определяя особенности дополнительного образования детей в свете вы- явления возможностей для их саморазвития, важно остановиться на перечис- лении специфики данного рода образовательной практики: – добровольный, свободный выбор направления и вида деятельности, содержания своего образования, объема и темпа его освоения, педагога, формы и темпа освоения дополнительной образовательной программы, ре- зультатов; – учет индивидуальных, частных потребностей ребенка, его семьи – основного источника заказа на образовательную деятельность, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства; – цели – развитие мотивации личности к познанию и творчеству; – базовый педагогический принцип – принятие и защита индивиду- альных интересов в совместной деятельности, во взаимодействии с каж- дым ребенком или подростком по поддержке его саморазвития, самоактуа- лизации, самоопределения; – содержание образования, его цели и задачи, планируемые результаты и способы их достижения разрабатываются каждым педагогом и фиксиру- ются в его собственной образовательной программе с учетом принципов партнерства и сотрудничества; – отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, что создает благоприятные условия для творчества, инновации, инициативы, успешности в достижении общезначимой цели, самопроявления, самодея- тельности; – индивидуальный подход как признание ценности индивидуального развития, динамики субъективного опыта каждого ребенка и подростка и, соответственно, обеспечение его через разнообразие и вариативность обра- зовательных услуг; – отсутствие универсальных, единых для всех стандартов содержания образования, но подчиненность природе ребенка, его «нормальному разви- тию» (В. И. Слободчиков), естественному росту, культурному и личност- ному становлению;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=