РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

58 которые для конкретного ребенка являются приоритетными и представляют собой «психологическую базу» саморазвития личности [3–6]. Еще Л. Н. Толстой писал: «В школе не должно быть предусмотренных ранее программ, учебных планов, методов, средств вне учета интересов и желаний детей, их родителей и наличия соответствующих педагогов, любящих и хорошо знающих свой предмет» [9, с. 45]. Сегодня идеи Тол- стого находят свое воплощение в практике дополнительного образования детей как вида образования, имеющего свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве. Размышляя о целенаправленном, системном движении в сторону ре- шения задач саморазвития подрастающего поколения, сегодня ученые де- лают особый акцент на реализации дополнительного образования детей, которое обладает широкими возможностями, обеспечивающими личност- ное, творческое и профессиональное саморазвитие [4; 8; 12]. Дополнительное образование – часть общего образования, позволяю- щее учащемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творче- стве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Пространство дополнительного образования является благо- приятным и естественным для саморазвития ребенка. Оно позволяет само- развиваться личности в том виде деятельности, который соответствует ее направленности, интересам и потребностям, что дает возможность челове- ку быть успешным, почувствовать себя значимым, поверить в свои спо- собности. Применительно к организации образовательного пространства в условиях дополнительного образования детей важно отметить возмож- ность реализации обучающимися установки самопознания в разных видах деятельности, которая носит активно-деятельностный характер, что со- пряжено с задачей формирования творческой личности, способной преоб- разовывать себя и окружающий мир, саморазвиваться и самосовершенст- воваться [6]. Дополнительное образование дает возможность ребенку почувствовать себя успешным независимо от наличия академической успеваемости в об- щеобразовательной школе, что важно с точки зрения психолого-педагоги- ческой поддержки обучающихся. Возможность заниматься интересным для ребенка видом деятельности с учетом его индивидуальных потребностей и способностей повышает процессуальную мотивацию, мотивацию к успе- ху. Максимальное использование технологий личностно-ориентированного подхода способствует высокой востребованности дополнительного образо- вания во всем многообразии его направлений [4, с. 47]. В данном контексте заметим, что в содержании нового Федерального государственного образовательного стандарта, в социальном проекте разви- тия личности, общества и государства «Наша новая школа», в Концепции модернизации системы дополнительного образования подчеркивается, что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=