РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

57 И. В. Иванова, кандидат психологических наук, доцент Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского ВАРИАТИВНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАСШИРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Глобализация, включенность российского общества в общемировые процессы, наступившая эра коммуникационной цивилизации в значитель- ной степени повлияли на политические, социокультурные и экономиче- ские процессы в России. Как отмечает А. Г. Асмолов, перемены, происхо- дящие в образе жизни соотечественников, привели к тому, что обозначился переход общества от относительно стабильной фазы – к динамической фазе развития, от «закрытого» общества – к «открытому», от индустриаль- ного – к постиндустриальному информационному, от тоталитарного – к гражданскому. Присущая этому переходу социальная, ментальная и эко- номическая дифференциация сограждан наряду с появлением различных форм собственности стали предпосылками для сосуществования государ- ственного, негосударственного и семейного образования, что в свою очередь вызвало неизбежную социальную трансформацию всей системы образования в целом [2]. Перспективы прогрессивного развития российского общества во многом зависят от наиболее полного раскрытия творческого потенциала и неповторимой индивидуальности его представителей. Однако в на- стоящее время большинство людей оказываются неспособными к прояв- лению инициативы и самостоятельности, к адекватному самовыражению и творчеству. В связи с этим важной задачей деятельности образователь- ных организаций становится оказание помощи растущему человеку в процессе самосозидания, обретения подлинного призвания. Акцент в воспитательной практике образовательных организаций постепенно смещается с деятельности по формированию социально типичного в сто- рону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, развития у него способности к самопознанию, самоопределению, само- реализации, самоутверждению. Рассуждая о стандартизации и вариативности как характеристиках со- временного образования, важно сравнить практическое воплощение их смы- слов в образовательной практике. Если стандартизация образования имеет свое полноценное воплощение в системе общего образования, то вариатив- ность в полной мере раскрывается в дополнительном образовании детей, предоставляющем возможность выбора направлений и видов деятельности,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=