РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

54 альных тестовых заданий и бесед для установления взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности, так как психофизио- логические данные субъекта должны соответствовать условиям рабочего места. Например, устраиваясь на работу в сфере библиотечного дела, вы- пускник гуманитарного факультета вуза должен заранее обдумать, какие отделы библиотек предлагают вакансии, в зависимости от чего работа бу- дет предполагать активное общение с людьми или преимущественно ана- лиз документации, приветствуются ли там инициатива и инновации, на- сколько комфортно и интересно рабочее место лично для соискателя, каковы его ожидания от реализации себя в профессии. Ряд профессио- нально значимых качеств личности можно успешно развивать в процессе профессионального обучения или непосредственно на рабочем месте, но в этом контексте принципиально важно, чтобы работа воспринималась человеком как вызов способностям, а не как тяжкая повинность, ненави- стное и непосильное бремя. При исследовании профессиональной адаптации молодых специа- листов определяются уровни ведущих мотивов профессиональной дея- тельности (мотив труда, социальная значимость труда, профессиональ- ное самоутверждение и мастерство), а также ценностные ориентации работника. В зависимости от условий социально-экономической среды резко изменяется иерархия ценностей, что наглядно иллюстрирует явле- ние вынужденной миграции, при которой беженцы ориентированы на трудоустройство при менее выгодных условиях и более низкой квали- фикации, чем имели ранее. Значимую роль в процессе профессиональной адаптации также игра- ют интересы и склонности человека, благодаря их наличию сокращается время привыкания к рабочему месту и стимулируется рост профессио- нальной компетентности. Затруднения в профессиональной деятельности, профессиональная дезадаптация, в свою очередь, накладывают негативный отпечаток на ми- роощущение, самооценку человека и условия его бытовой жизни. В процессе профессионального становления и профессиональной адап- тации гуманитарии используют традиционные стратегии, включающие вто- ричную занятость, опору на стереотипы, отказ от кардинального обновле- ния профессионального потенциала, результатом чего является не освоение принципиально новых профессиональных практик, а достижение достаточ- ного уровня жизни, выход из ситуации депривации необходимых ресурсов. В случае недостаточной удовлетворенности условиями труда гуманитарные специалисты демонстрируют более устойчивую лояльность к месту работы. В проведенном научном исследовании выпускников, обучавшихся по гуманитарным, естественнонаучным и техническим специальностям и профилям бакалавриата/магистратуры в крупнейших воронежских вузах –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=