РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

51 Характер проявления возрастных ценностей, как отмечают В. С. Му- хина, Я. З. Неверович и др., во многом связаны с образом жизни детей. Ре- бенок не просто приспосабливается к наличной ситуации, а занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию. Если понимать под социальной ситуацией развития процесс образования, то возрастные цен- ности есть базовые его основания, на которых развертывается педагогиче- ское взаимодействие взрослого и ребенка (детей). Содержательную основу понятия «ценности дошкольного возраста» составляют психофизиологические особенности детей, которые находят практическое отражение и свой жизненный смысл в организации и осуще- ствлении образовательного процесса, проективной практической деятель- ности по созданию моделей развивающего дошкольного образования, а также разнообразных проявлениях детской субкультуры. Каждая возрастная ценность дошкольного детства (наивность и непо- средственность дошкольников, сказочно-мифическое мировосприятие, по- вышенная двигательная активность, эмоциональность и др.) имеет свою значимость в развитии личностных сфер ребенка, cвою специфику прояв- ления. Поэтому их совокупное осмысление в образовательной работе с детьми не может принести оптимального развивающего эффекта, мало- значимо и в аспекте образованности как конечном результате педагогиче- ской работы. Одним из путей повышения эффективности образования до- школьников является осуществление исследовательски-необходимой рефлексии его организации в аспекте научного осмысления роли каждой возрастной ценности в образовательном процессе дошкольных организа- ций. Именно в этом видятся перспективы дальнейших теоретических раз- работок в области педагогики дошкольного детства. Важной возрастной ценностью дошкольников выступает природная эмоциональность. Эмоции окрашивают общение, процесс познания, отно- шение ребенка к окружающему миру. Яркие, быстро нарастающие во времени эмоциональные проявления придают особую выразительность детской жизни. Для дошкольников характерна непосредственность, под- властность эмоциям и чувствам. В. В. Зеньковский писал: «Власть на- строений, случайных, нетерпеливых, быстрых кладет печать непосредст- венности на всю детскую активность – в этом смысле детство может быть названо золотой порой эмоциональной активности» [2]. И хотя психологическая наука дает ответы на ряд кардинальных для педагогики вопросов (о сущности эмоций, возрастных закономерностях их развития, об индивидуальном и типичном в эмоциональной сфере), от- сутствие концепций, раскрывающих механизмы педагогического управ- ления эмоциональной сферой, осуществление образовательного процесса через влияние на эмоциональную сферу личности является причиной то- го, что в дошкольных образовательных организациях часто не находят

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=