РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
5 наука или дисциплина, имеющая особое значение для становления и раз- вития культурологической теории. Проблематичным остается понимание философского монизма как методологической и мировоззренческой уста- новки интерпретации истории культуры и цивилизации. Философское зна- ние в отличие от культурологического не ориентируется на исследование или обобщение гуманитарной конкретики, как на уровне философии куль- туры, так и на уровне метатеории. Функцией гуманитарных наук в узком смысле слова традиционно считается индивидуализирующее описание исследуемых материалов, фак- тов, текстов, конкретики культурных явлений и процессов. Это относится и к сфере гуманитарного культуроведения, которую отличают от сферы социального культуроведения. Границы сфер культуроведения условны и относительны, прежде всего в когнитивных ситуациях, требующих инте- грального подхода к исследуемой проблематике. Без культуроведения не- возможны и решения проблем «гуманитарной экспертизы» научных про- цессов, которая не сводится к оценочным процедурам и этической рефлексии. Философское мышление, на методологическом уровне иссле- дующее «конечные» или «предельные» основы познания и бытия, общие смыслы культурного процесса, «всеобщее» в структурах бытия и познава- тельных отношениях субъекта к объектам реальности, определяет общие тенденции развития культурного творчества и его рефлексии. Гуманитар- ное познание, развивающееся на основе культуроцентризма на протяжении ХIХ–ХХ вв., сохраняет свои прогрессивные традиции. Предмет гумани- тарного познания, воспринятый и переработанный культурологией, пред- ставлен в научных исследованиях в знаковых, символических формах. Мир языков культуры превратился в особую реальность, опосредующую отношение человека к «первой» и «второй» природе. Предметом гумани- тарного знания и познания, включенного в культурологическую теорию, могут становиться философские тексты, их культурные смыслы, интерпре- тации и верификации. Гуманитарная культурология может исследовать ценностно-смысловое содержание идеологических процессов, включаю- щих в конкретных, в том числе и превращенных, формах философские и научные знания. Гуманитарным исследованиям должны подвергаться социальные мифы, содержащие жизненные идеалы и ценности и служащие основами множества культурных процессов. Сформировалась культуроло- гическая ориентация новых, прогрессивных научных парадигм, научного сознания и мышления. Выявление и определение языковых структур науки и культуры, их понимание и интерпретация и, тем более, объективация смыслов, форм и содержания представляют собой самостоятельную куль- турологическую проблематику. В культурологии культурное творчество обретает самостоятельный научный статус как форма культурного созна- ния и практики и специфическое гуманитарное мышление и деятельность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=