РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
49 – осуществляя моральный выбор, учащийся выстраивает определен- ную линию поведения. В процессе диагностики важно выявить, каким об- разом субъект планирует линию поведения, соотнесенную с моральным выбором, соответствует ли эта линия поведения выбору; – при оценке осуществленного учеником морального выбора надо учесть его целесообразность. В случае морального выбора цели и средства должны быть соотнесены, они не должны противоречить друг другу. Нравственные понятия являются фундаментом для целей; – моральный выбор оценивается и с точки зрения гуманности. В дан- ном аспекте интересно рассмотреть противоборство индивидуального и надличностного сознания. Рассмотрение поведения через призму обще- ственного блага позволяет говорить о гуманности субъекта выбора. Негу- манным в данном случае можно считать и бездействие ученика в ситуации морального выбора; – моральный выбор обладает рациональной и эмоциональной состав- ляющими. В ходе диагностики следует выявить, нет ли диспропорции меж- ду этим составляющими. Работая в данном направлении, можно определить уровень развития рефлексивных способностей (эмоциональный и рацио- нальный). На эмоциональном уровне субъекту свойственна иллюзорность восприятия, в общении поведение ориентировано на лидера, представления о себе разнятся с действительностью. На рациональном уровне развития рефлексивных способностей субъект осознает причины своих поступков и поступков окружающих людей, новые знания приобретает через преодо- ление конфликтов и проблемных ситуаций, адекватно оценивает себя. Литература 1. Бакштановский, В. И. Прикладная этика: Инновационный курс для магистр(ант)ов и профессоров / В. И. Бакштановский. – Тюмень: НИИ при- кладной этики ТюмГНГУ, 2011. 2. Бездухов, В. П. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: Диагностика и формирование / В. П. Бездухов, Т. В. Жирнова. – М.: Моск. психол.-социальный ин-т, 2008. 3. Братусь, Б. С. Нравственное сознание личности: Психологическое исследование / Б. С. Братусь. – М.: Знание, 1985. 4. Вихорев, С. А. Ценностные ориентации студентов как факторы мо- рального выбора в контексте толерантности к неопределенности / С. А. Ви- хорев // Философия образования. – 2010. – № 3. – С. 232–236. 5. Кандасова, Д. Ф. Методологические ориентиры изучения мораль- ного выбора: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Д. Ф. Кандасова. – Чебоксары, 2007. 6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания лично- сти гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=