РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

48 вится организовать этот процесс усвоения на основе следующих принципов: нравственный пример педагога, социально-педагогическое партнер-ство, индивидуально-личностное развитие, интегративность программ духовно- нравственного воспитания, социальная востребованность воспитания. Стра- тегия развития воспитания в Российской Федерации по-иному подходит к процессу воспитания в целом. Самым значимым является то, что в воспитании подрастающего поколения определяющая роль отводится семье – центральному звену, вокруг которого консолидируют свои воспита- тельные возможности другие общественные институты. Стратегия адапти- рована к современным условиям, учитывает изменения, происходящие в стране. Например, особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья, что отражает процесс развития инклюзивного об- разования, поднята проблема информационной вседозволенности. Обозна- чены личностные результаты, которые являются обязательным фундаментом, создающимся в процессе воспитания: духовно-нравственные ценностно- смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и на- выки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии. Несмотря на то, что данные документы имеют ряд отличий, оба затра- гивают вопрос, связанный с моральным выбором. В Концепции говорится о необходимости воспитания у подрастающего поколения способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе мо- рального выбора, и ответственности за их результаты. В Стратегии в рам- ках духовно-нравственного развития рассматриваются два понятия – от- ветственность и выбор, которые основываются на принципах коллекти- визма и солидарности. Таким образом, важнейшим результатом воспита- ния должен стать опыт осуществления морального выбора. Речь идет и о необходимости научного обоснования критериев эффективности вос- питательного процесса. В рамках нашего исследования диагностика умения ребенка осуществлять моральный выбор была спланирована с учетом содержания данного понятия: – моральный выбор осуществляется на основе принятого решения. Это решение, как правило, исходит из конкретных нравственных принци- пов, связанных с теми или иными нравственными понятиями. Анализируя последовательность действий учащихся, осуществляющих моральный вы- бор, важно выявить, проходят ли они этап принятия решения и на какие нравственные понятия опираются; – решение, лежащее в основе морального выбора, должно быть само- стоятельным и свободным. В ходе диагностики следует учесть, насколько субъект выбора подвержен групповым решениям, влиянию обстоятельств, насколько он активен в ситуациях морального выбора;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=