РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

47 В нравственных понятиях отражаются стороны нравственных отно- шений, то есть отношения человека к другим людям и обществу [7]. Та- кое толкование нравственных понятий предполагает наличие личностных смыслов у их обладателей, которые направляют поведение субъекта в то или иное русло. Оценить же это поведение возможно лишь при помощи критерия «гуманность/отсутствие гуманности», так как оно должно стре- миться к передаче того или иного блага конкретному человеку или обще- ству. Данная трактовка недостаточно полно отражает специфику нравст- венных понятий. Человек руководствуется нравственными понятиями не только в отношении других людей, но и направляет усилия на самого се- бя. Нравственная рефлексия, самовоспитание – это примеры, доказываю- щие данный тезис. Важно отметить также, что нравственные понятия – это не абстрактные единицы, они существуют в языке, и за ними закреп- лены определенные смыслы. Нравственные понятия – это обобщенные в знаках языка содержательные и смысловые характеристики взаимодей- ствия человека с окружающей средой и самим собой, выражающие обще- человеческие ценности, духовные искания и нравственные смыслы лич- ности. Совокупность же основных отношений к миру, людям и себе, задаваемых динамическими смысловыми системами, образует в своем единстве и главной своей сущности свойственную человеку нравствен- ную позицию [3, 27]. Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что сформиро- ванность нравственных понятий влияет на осуществление морального вы- бора, так как моральный выбор есть не что иное, как самоопределение субъекта в мире ценностей, ценности же напрямую связаны с нравствен- ными понятиями, наделенными личностными смыслами конкретным субъ- ектом. Незнание нравственных понятий ведет к ограниченности альтернатив морального выбора, к эгоистическому антигуманному поведению в ситуа- циях морального выбора. Процесс взросления человека отражает и динамику изменения как ко- личественного, так и качественного состава нравственных понятий в созна- нии. В связи с этим образование в школе может способствовать выстраива- нию каркаса нравственных понятий, влиять на формирование способности использовать эти нравственные понятия в процессе осуществления мораль- ного выбора. Есть определенные ориентиры, направляющие воспитатель- ный процесс. Этими ориентирами сегодня являются Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Страте- гия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России определя- ется в Концепции как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих ие- рархическую структуру и сложную организацию. Задачей педагога стано-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=