РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

46 важнее нравственная оценка целей и путей достижения заданной цели: «Речь идет о той плоскости общечеловеческого бытия, где люди выступа- ют как равные, вне зависимости от их социальных ролей и достигнутых на сегодня внешних успехов, равные в своих возможностях нравственного развития, в праве на свою, соотносимую с нравственными принципами оценку себя и других» [3, 33]. Но цели субъекта, совершающего мораль- ный выбор, не всегда проецируются им самим. Не так давно появившееся направление «психология морали» (социально-интуиционистский подход) акцентировало внимание на особенностях принятия групповых моральных решений. В рамках данного направления рассматриваются две модели принятия группового решения: «рациональное» групповое решение (ког- нитивный анализ возможных решений является причиной поведения субъ- екта) и «рационализирующее» (эмоциональная оценка направляет когни- тивную и поведенческую активность субъекта решения). Таким образом, в процессе принятия решения существуют две противодействующие силы – сознание и эмоции. Доказана главенствующая роль эмоций в процессе осуществления группового морального выбора (В. А. Заикин). Важнейшей характеристикой наряду с целесообразностью является гуманность морального выбора, которая выражается в направленности на достижение общечеловеческого блага. Б. С. Братусь выделяет несколько уровней смысловых сфер сознания, особое внимание уделяя третьему, просоциальному, уровню: «Просоциальный уровень характеризуется внут- ренней смысловой устремленностью человека на создание таких продук- тов его труда, деятельности, общения, познания, которые принесут благо другим, даже лично ему незнакомым людям, обществу в целом» [3, 34]. Субъекту, находящемуся на данном уровне, свойственна гуманность мо- рального выбора. В ситуации морального выбора основополагающим свойством личности становится способность подчинять импульсы желания и мотивации нормам высокого социального уровня [5, 11]. Оценить же ра- циональность, целесообразность и гуманность морального выбора воз- можно при анализе поступков личности. По поступкам человека можно определить, насколько он разделяет социально-нравственные взгляды той или иной общественной группы, с которой идентифицирует себя в данный момент. В общем и целом система ценностей той социальной среды, в ко- торой личность формируется, детерминирует содержание ее нравственной позиции [5, 11]. При оценке нравственного поступка используют содержа- ние нравственной нормы. Нравственная норма есть нечто устойчивое, но непостоянное, она создает границы возможного в поведении и служит кри- терием для его оценки [2, 24]. Особо отметим, что нормы нравственности не могут быть оторваны от нравственных понятий. Каждый индивид имеет собственное понятие нравственной нормы, что является итогом нравствен- ной рефлексии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=