РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

45 сти, ее ценностной направленности, сориентированности в мире добра и зла, смыслообретения (и смыслоутраты) субъекта в процессе нравст- венных исканий, самоопределения в мире ценностей и идеалов; выход на исходную точку для оценки и самооценки; формирование нравственной позиции; становление линии поведения и выбор конкретного поступка. Моральный выбор – акт свободы субъекта (человека, общности, общества в целом), его самоопределения в отношении той или иной системы (и подсистемы) норм и ценностей или варианта конкретного поступка [1, 234–235]. Моральный выбор, прежде всего, предполагает целеустремленную деятельность субъекта, при которой он обладает возможностью принимать решения из ряда альтернатив и исполнять его в виде конкретных поступ- ков. Процесс осуществления морального выбора имеет долю неопределен- ности и риска, которая может выражаться в отрицательных последствиях не только для субъекта, но и для окружающих. Существуют два типа неоп- ределенности, и оба этих типа присутствуют в ситуациях морального выбора: во-первых, неопределенность внутреннего мира самого субъекта (личностные качества, стратегии поведения, скрытые ресурсы), во-вторых, неопределенность внешняя, представленная внешней информацией и внут- ренним миром других людей [4, 232]. Для того чтобы снизить риски по- следствий, нужно учитывать следующие характеристики морального вы- бора: рациональность, целесообразность и гуманность. Рациональность как характеристика морального выбора предлагает рассмотрение его в нескольких аспектах: принадлежности к типу норма- тивно-ценностной системы, присущей гражданскому обществу; установки на поиск рациональных оснований предпочтения какой-либо из норматив- но-ценностных альтернатив – признак моральной компетентности субъек- та, связанный с рациональной процедурой приложения как конкретизации; соответствия выбора этико-праксиологическим критериям – актуальным ситуациях, когда сложность решения нравственного конфликта заключа- ется не столько в том, что субъект не ориентирован на ценности, не знает норм или не желает их выполнять, сколько в необходимости найти рацио- нальные критерии эффективного разрешения их столкновения [1, 248]. Безусловно, моральный выбор – это акт, который основывается не только на рациональном рассуждении, значительную роль в данном процес- се играют чувства. Нравственные чувства имеют социально-практическое содержание и являются составной частью поступка. Они способствуют ин- териоризации нравственных норм во внутренний план действия, принятию решения, внутреннему ощущению чувства удовлетворения [5, 13]. Говоря о целесообразности морального выбора, мало учитывать про- цесс соотнесения цели конкретного субъекта с реальным нравственным поступком. В нравственном аспекте, по мнению Б. С. Братуся, значительно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=