РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

44 иначе, влияют на субъекта выбора. Пространство морали и нравственности порождает ситуации морального выбора, в которых субъект, попадая в ус- ловия, не имеющие однозначной трактовки, должен занять активную по- зицию и действовать адекватно. Бездействие в таких ситуациях может ока- заться нравственным преступлением. К рассмотрению категории морального выбора неоднократно обраща- лись философы. Аристотель указывал на сознательность субъекта мораль- ного выбора, который стремится изменить то, что от него зависит. Кант определил зависимость морального выбора от долга, которому подвластен субъект выбора. Г. Гегель выделил характеристики морального выбора, главной из которых является свобода, а субъект выбора становится, согласно такому подходу, «субъектом воления». Категория морального выбора по-прежнему остается полем для споров. Но бесспорным фактом является взаимосвязь морального выбора и нормы. Норма имеет дуали- стичный характер: ее можно трактовать как представление общественно- сти об идеальном мироустроении и как личный взгляд человека на то, что является благом, а что – недопустимым безрассудством. Если правовые нормы имеют достаточно статичный характер и четко прописаны общест- вом, то нормы морали изменчивы. Как правило, моральные нормы логиче- ски взаимосвязаны с важнейшими событиями, происходящими в общест- ве, с характером и результатом этих событий. Отсюда следует, что человек, находящийся в центре меняющегося мира, делает выбор между различными статусами: он может быть волюнтаристом и свободно осу- ществлять свой моральный выбор, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением; может фаталистически смотреть на жизнь, считая, что все происходящее заранее предопределено, и он не играет главенствующей роли в судьбе; а может адекватно соотносить свою роль в совершении нравственных поступков с позициями других субъектов выбора. Но важно отметить, что социум предъявляет ряд требований к личностному портрету современного человека, и предпочтение отдается образу, который совмещает ряд качеств, таких как, например, умение критически осмысливать действительность, умение преобразовывать ок- ружающий мир, не идя вопреки традициям, способность соотносить ин- дивидуальные и общечеловеческие ценности. Ряд этих качеств можно продолжить, но все они будут в той или иной степени задействованы в процесс осуществления морального выбора. Проблема морального выбора сегодня является предметом изучения различных наук – философии, синергетики, физиологии, психологии, педа- гогики, что способствует всестороннему осмыслению данной проблемы. По мнению В. И. Бакштановского, в современном обществе свобода выбора становится культурной доминантой личности. Моральный выбор он трактует как понятие, предполагающее выявление смысла деятельно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=