РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

42 в совокупности содержат информацию, позволяющую создать социально- биографический и психологический портрет автора. При исследовании литературы и истории автороведческая экспер- тиза необходима в случае подтверждения или опровержения авторства ка- кого-либо лица в отношении определенного текста или в случае установ- ления связи различных архивных документов с автором и периодом их написания. Наиболее типичными примерами этого являются вопросы, ка- сающиеся наличия или отсутствия факта литературного плагиата, споров по поводу прав на литературные произведения. Тогда в рамках экспертизы осуществляется проверка какого-либо текста и сравнение его с другими текстами, авторство которых не подлежит сомнению. Автороведческая экспертиза является крайне необходимой процеду- рой в процессе решения споров, касающихся политических вопросов во время предвыборных кампаний, поскольку зачастую имеет место дискре- дитация конкурентов посредством анонимной информации. В сфере образования роль автороведческой экспертизы сводится к тому, что методами определения авторства можно выявить плагиаты и выставить заслуженную оценку учащимся за проделанную работу при подготовке реферата, курсовой или дипломной работы. Атрибуция осуществляется в основном в трех направлениях: обнару- жение документально-фактических доказательств; раскрытие идейно- образного содержания текста; анализ языка и стиля. Что касается послед- него момента, то он проводится в основном по следующим направлениям: пунктуация, орфография, синтаксис, лексика и фразеология, стилистика. В плане пунктуации исследуются особенности употребления автором зна- ков препинания, в плане орфографии – типичные ошибки в написании слов, в плане синтаксиса – особенности построения предложений, пред- почтение тех или иных языковых конструкций, употребление времен, ак- тивного или пассивного залога, порядок слов, характерные синтаксические ошибки. Лексико-фразеологический уровень анализируется с точки зрения словарного запаса автора, особенностей использования слов и выражений, склонности к употреблению редких и иностранных слов, диалектизмов, архаизмов, неологизмов, профессионализмов, арготизмов и так далее. Сю- да же относятся навыки употребления фразеологизмов, пословиц, погово- рок, «крылатых выражений». В плане стилистики рассматриваются жанр, общая структура текста, сюжет, характерные изобразительные средства (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), стилистические фи- гуры (градация, антитеза, риторический вопрос и т. д.), другие характер- ные речевые приемы. Для атрибуции используются экспертные и формальные методы. С по- мощью первых данные обрабатываются специально обученными профес- сионалами в сфере лингвистики. Вторые же предназначены в основном для

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=