РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

4 рократическим и технократическим манипуляциям, идеалам и ценностям потребительской цивилизации (Д. Рисмен). Всесторонне развитая личность, способная к творчеству и свободному выбору, самоопределению в сфере культуры, имеет возможность превра- титься в жизненный идеал. Вне гуманитарной сферы невозможно развитие инновационного мышления, ориентированного на экономическую, соци- альную и культурную модернизацию. Диалог культур и цивилизаций не- мыслим без развития культурологии и других гуманитарных наук и вне- дрения их результатов в практическую деятельность, подразумевающую повышение уровня и возможностей коммуникабельности. Эти науки фор- мируют у массы индивидов личностную ответственность за исторические судьбы государства, нации, культуры и цивилизации. Они способствуют становлению общекультурной картины мира. Без гуманитарных наук не- возможно формирование в культурном сознании национальных образов мира. Гуманитаризация способствует становлению и развитию культурных форм общения. Беспрецедентны возможности гуманитарных знаний в деле преодоления социальных, в том числе этнических, конфликтов. Гумани- тарные знания должны служить основой формирования идеологии граж- данского общества, немыслимой без понимания мировоззренческих и куль- турных предпосылок становления и развития диалогической картины европейского мира. Автономия научных процессов от идеологических, их независимость от культурных процессов относительны и составляют само- стоятельную теоретическую проблематику культурологии. Задачей гуманитарной культурологии является влияние религиозной культуры на формирование духовно-мировоззренческих основ становления и развития научных процессов. Гуманитарная идентичность развития куль- турологического знания составляет самостоятельную проблематику. Вопрос о том, является ли культурология самостоятельной гуманитарной наукой, ос- тается предметом дискуссий. Термин «гуманитарная культурология» остает- ся условным обозначением множества дисциплин, исследующих культурные процессы, их смыслы и рефлексии преимущественно в аксиологических и антропологических аспектах. Гуманитарная культурология может претен- довать на статус метатеории, обобщающей на основе конкретных методов или частнонаучных подходов к культурным процессам, к их многообразным рефлексиям факты и выводы гуманитарных наук. Особую роль в культуро- ведческих исследованиях гуманитарного спектра, ориентированных на изу- чение культурной семантики, в современный период играет семиотика куль- туры (Ю. М. Лотман). Археология гуманитарных наук имеет тенденцию превращения в дисциплину, основанную не только на философской и социо- логической, но и на культурологической теории (М. Фуко). Дискуссионным остается и вопрос о гуманитарном статусе филосо- фии, в том числе философии культуры, если она интерпретируется как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=