РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

39 рекомендаций по работе над химическими терминами и названиями ино- странного происхождения, встречающимися при изучении химии для пре- дотвращения развития химической неграмотности. Часть из них может быть использована и для высших учебных заведений: – обязательная запись каждого нового термина на доске, сопровож- даемая этимологическим анализом и объяснением значения; – фиксирование слова в конспектах с подробным объяснением (что имеет место на каждом занятии); – систематическое проведение терминологических диктантов, устных опросов на предмет владения химическими терминами (это особенно каса- ется фамилий ученых). Овладеть языком химии обучающимся помогает индивидуальное со- беседование с преподавателем, например, при защите лабораторных работ или допуске к их выполнению. Поэтому большая роль в изучении и закре- плении химического языка отводится речевым упражнениям (умениям грамотно объяснить, прокомментировать ход решения). Химический язык используют и другие дисциплины, а номенклатура и понятия из химии по- степенно переходят в общеупотребительную лексику. Как и в любом язы- ке, навыки правильно и логично выражать свои мысли (не только по химии), которые нужно тренировать, помогут быстрее овладеть профес- сиональной речью и повысить уровень химической грамотности. Таким образом, хемофобия не должна порождать химическую негра- мотность. Теоретическая описательная химия не может принести какой- либо вред, а наоборот, призвана развивать научное мировоззрение, расши- рять кругозор. Экспериментальная химия также полезна, она показывает, что может быть, если… Возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин, рост хемофобии в обществе привело к тому, что интерес к дисциплине «Химия» снизился у обучающихся в технических и специа- лизированных вузах. В настоящее время рабочие программы по химиче- ским дисциплинам требуют от курсантов и студентов самостоятельно добывать знания, ориентироваться на конкретные пожароопасные и чрез- вычайные ситуации, критически подходить к той или иной информации. Все это возможно при достаточной сформированности определенных знаний химии. К тому же независимо от образования (технического/ гуманитарного) базовым уровнем химии должен владеть каждый для кор- ректного поведения в той или иной ситуации, где требуется химически оп- равданные действия (разбитие градусника, смешение двух хлорсодержа- щих чистящих средств и т. д.). К тому же занятия химией не так вредны, и появление синдрома хемофобии необоснованно. В статье С. И. Рогожни- кова [6] проанализированы биографические сведения о 1220 химиках. Ока- залось, что из этого числа ученых более 75 лет прожил почти каждый вто-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=