РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

37 Ж. Ф. Гессе, кандидат химических наук Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России ГУМАНИТАРНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Марганцовка, сода, ванилин, уксусная кислота, ацетон – слова, знако- мые, пожалуй, со школы. Однако не каждый студент сможет привести аль- тернативные научные названия этих веществ. Вместе с тем в химической лаборатории при виде емкостей с такими надписями, как «соляная кислота», «серная кислота», «метанол», «хромовая смесь» и т. д., у многих развивает- ся хемофобия, иными словами боязнь химии, химических веществ и хими- ческих процессов в целом. Отчасти развитию хемофобии у среднестатисти- ческого жителя города способствует появление публикаций в СМИ [1, 2]. «Никто не сделал так много для улучшения условий жизни людей, как химики», – справедливо утверждал лауреат Нобелевской премии Гарольд Крото [3]. Но, несмотря на неоценимую пользу, которую химия приносит человечеству, в мире процветает хемофобия. Парадокс состоит еще и в том, что в быту нас окружает бесчисленное множество продуктов хи- мической промышленности, а потому каждый из живущих на земле людей в той или иной степени является химиком. Поэтому любому образованно- му человеку необходимо иметь элементарные представления о химических веществах, с которыми он встречается, и о химической сущности процес- сов, которые он осуществляет ежедневно. Как правило, хемофобией страдают люди, плохо разбирающиеся в химии и уверенные в том, что химия – сплошной вред. Отчасти этому способствуют разного рода химические ошибки, растиражированные теле- видением и прессой например: – в нашумевшем сериале «След» был эпизод, в котором человека от- равили ядовитой «натриевой кислотой»; – в «Московском комсомольце» от 22.09.2001 написано следующее: «Сгорая, фреон образует нервно-паралитический газ, тот, что успешно при- менялся на фронтах Первой мировой...» (в химическом отношении фреоны инертны, поэтому не горят и не взрывоопасны при прямом контакте с огнем); – в авторитетном интернет-издании «Газета.ru » от 30.04.2001 написано: «Объем производства нового комплекса составит: фосфатная кислота – 270 тыс. тонн в год, тройной суперфосфат – 100 тыс. тонн в год…» («фосфатная кислота» вместо «фосфорной» и «тройной суперфосфат» вместо «двойного»). Поэтому особое внимание необходимо уделять химическому языку – не только в процессе изучения химии в высших учебных заведениях, но и в школах, где закладываются базовые знания.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=