РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

34 С. Ш. Васильченко, соискатель Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-м КЛАССЕ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕМЕНТОВ ТОПОЛОГИИ Развитие пространственных представлений школьников – одна из важных задач обучения, благодаря их немалому значению для усвоения знаний и навыков, как в учебной, так и практической деятельности. Несмотря на то, что элементы геометрии уже включены в программу на- чальной школы, проведенные нами исследования показали низкий уровень развития пространственных представлений у учащихся в общеобразова- тельной школе. Мы подобрали несложные задания с элементами тополо- гии к каждому разделу по математике в 5-м классе, которые помогают в развитии пространственных представлений учащихся, при этом не отни- мая много времени от объяснения или закрепления основного материала. В качестве примера рассмотрим урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Обыкновенные дроби». Парная форма работы выбрана неслучайно, она позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему от- ношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Основная цель парной работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышле- ние – значит развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач: возрастает объем усваиваемого материала и глу- бина его понимания; на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; ученики получают удо- вольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе; возрастают по- знавательная активность и творческая самостоятельность учащихся. Таким образом, парная работа создает благоприятные условия для включения всех школьников в активную деятельность на уроке [2]. В ходе его учащиеся «идут в гости» друг к другу и выполняют зада- ния, связанные с повседневной жизнью, которые помогут закрепить зна- ния, полученные на уроках математики. Задание 1. Договариваемся о встрече. Ученик 1 (гость) Ученик 2 (хозяин дома) Позвонить по телефону, выяснить точный маршрут к дому товарища и зарисовать его на бумаге. Объяснить, как пройти к твоему дому, используя картинку (рисунок 1) (картинку товарищу не показывать!) После выполнения задания, проверьте, совпали ли у вас картинки? Сколько раз дорога к дому друга ме- няла свое направление? Нарисуйте кратчайший маршрут к своему дому.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=