РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

3 В. З. Арушанов, кандидат философских наук, доцент Московский государственный университет путей сообщения ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Гуманитаризация высшего образования, существенную роль в кото- рой играет преподавание наук о человеке, его многообразном бытии в ми- ре, остается актуальной задачей современности. Исключительное значение для гуманитаризации образования, становления вариативной и индивидуа- лизированной системы обучения, основанной на субъект-субъектных отношениях и диалоге, имеет теоретическая и практическая культуроло- гия. Культурология может способствовать решению философско-мировоз- зренческой в своей основе проблемы понимания и интерпретации форм и содержания жизнедеятельности человека как артефактов культурных процессов. Культурологическое знание, как любое другое, имеет вероятно- стный характер. Его эпистемический статус требует постоянных научных обоснований, оно определяет конкретику субъектов мировоззренческих и культурных ориентаций, когнитивных процессов, прогрессивных или регрессивных изменений менталитета культуры. Гуманитаризация образо- вания является реальным фактором гуманизации общественных отноше- ний, воспитания патриотизма и гражданственности, формирования соци- альной идентичности, приобщения личности к ценностям мировой и отечественной культуры. В современную эпоху без ориентации на гума- нитарную сферу становится невозможной интенсификация научного твор- чества, интерпретируемого в качестве формы культурного творчества. Гуманитаристика создает средства включения технологий в духовное и материальное производство, способствуя научно-техническому прогрес- су. Производство гуманитарных знаний продолжает оставаться одной из функций системы образования, несмотря на возрастающую роль в этой сфере массовой культуры, Интернета, СМИ. Образование, способствую- щее воспитанию и самовоспитанию, формирует теоретическое, творческое и практическое мышление, способности к рефлексии, индивидуальное и общественное самосознание. Это способствует повышению статуса лич- ности в больших и малых группах, создает возможности включения в культурные элиты и контрэлиты, позитивных изменений в образе жизни. Процессы, протекающие в сфере образования, превращаются в «символи- ческий капитал» социума (П. Бурдье). Задачей прогрессивной социальной культуры, включающей в себя образование, является формирование усло- вий для становления автономной личности, ориентированной и мотивиро- ванной не только «извне», но и «изнутри», способной противостоять бю-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=