РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

29 Современные исследователи отмечают, что в работе учителя инклю- зивного класса первостепенную роль играют не отдельные средства кор- рекции и методические приемы, а личность педагога, то есть педагогиче- ски направленная совокупность социальных, эмоционально-волевых и характерологических качеств [10]. Появление в образовательном пространстве России инклюзивного об- разования диктует новые требования в подготовке педагогических кадров и специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровожде- ние детей с ограниченными возможностями здоровья. Во-первых, студенты-бакалавры должны быть хорошо информированы об особенностях детей со всеми видами проблем и нарушений в развитии; во-вторых, они должны уметь самостоятельно анализировать ситуации взаимодействия с детьми, в том числе и с «особыми», выбирать стратегии обучения, воспитания и социализации ребенка, а также помощи ему. Преподавательская деятельность в КГУ им. К. Э. Циолковского позволяет выделить возможные направления психологической подготовки студентов- бакалавров университета для работы в условиях инклюзивного образования. 1. Развитие личности студентов – будущих педагогов-психологов, со- циальных педагогов или организаторов работы с молодежью, способных осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве. Наиболее эффективный путь к толерантному миру лежит через воспи- тание зрелой, активной, терпимой личности, которое включает в себя ори- ентацию на общечеловеческие ценности, креативность, независимость су- ждений, уважительное отношение к чужой точке зрения. Личностное развитие лежит в основе развития студента как профес- сионала (И. В. Дубровина), в основе развития его профессионально значи- мых личностных качеств. Студенты – это молодые люди, как правило, 17– 22 лет. Они находятся на том этапе жизненного пути, когда их личность активно формируется. Специально организованная работа с личностными образованиями (самооценкой, принятием себя и других, эмоциональными характеристи- ками, установками и др.) – это путь преодоления интолерантных установок в общении с другими людьми, в том числе и с ограниченными возможно- стями здоровья. Активные методы обучения как нельзя лучше способст- вуют решению проблем, связанных с профилактикой интолерантных уста- новок. К ним относят социально-психологические тренинги, игры, групповые дискуссии, упражнения и др. Не последнюю роль играет в этом процессе личность вузовского преподавателя. 2. Включение в содержание курсов психолого-педагогических дисци- плин теоретического и практического материала, относящегося к характе- ристике детей с нарушениями в развитии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=