РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

26 Успешный прогноз социальной модели образования «особых» детей (инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья) обеспечивается как можно более ранней диагностикой их проблем и своевременно органи- зованной квалифицированной коррекционной помощью, включением де- тей в коллектив сверстников. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здо- ровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помеще- ния детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать усло- вия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися ровесниками и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. Необходимым условием организации успешного обучения и воспита- ния детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позво- ляющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореа- лизацию в образовательном учреждении. Необходимо также создать надлежащие материально-технические ус- ловия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа де- тей с недостатками физического и психического развития в здание школы и организации их пребывания и обучения в школе (включая пандусы, спе- циальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализи- рованное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т. д.). В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном разви- тии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образо- вании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограни- ченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших усло- вий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подро- стка в социум. Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается россий- скими учеными (М. С. Артемьевой, Е. А. Екжановой, Н. Н. Малофеевым, Е. А. Стребелевой, Л. М. Шипицыной, Н. Д. Шматко и др.) как процесс со- вместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников [13, 14]. Российская модель инклюзии базируется на позициях Л. С. Выготско- го, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=