РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

24 функции специалиста, а также знания, умения и навыки, которыми он дол- жен обладать. Анализируя содержание профессиональных стандартов, можно отметить тенденцию к унификации научной составляющей дея- тельности. Ориентация на высококвалифицированного специалиста, обла- дающего широким спектром знаний в различных областях науки о человеке, способного к самообразованию в профессии, позволяет выдвинуть гипоте- зу о гуманитарных исследованиях как факторе сближения теории и прак- тики социальной работы. Гуманитарные науки входят в классификацию социальных наук, то есть на ментальном уровне связаны с социальной работой. Объектами гума- нитарных исследований могут быть, например, ценности общества, комму- никационные процессы. В профессиональной деятельности отследить ха- рактеристики и закономерности таких явлений практически невозможно. Однако знания, полученные в ходе исследований, могут значительно повы- сить эффективность прикладной социальной работы, в частности в оценке рисков и прогнозе развития частной, индивидуальной ситуации клиента, на- ходящегося в конкретном социокультурном пространстве. К тому же существуют основания, позволяющие говорить о концепту- альном и методологическом кризисе гуманитарной науки. Х. Ортега-и- Гассет определил категорию «существование массового человека». Это понятие характеризует современного человека, лишенного собственно эк- зистенциальных переживаний. То есть человек выступает в роли зрителя своей жизни. Существование экзистенционального вакуума внутри чело- века порождает безразличие ко всему. В обществе это проявляется как ин- фантилизм и потребительское отношение. С последствиями такого вакуу- ма сталкивается практическая социальная работа. Наличие проблемы прикладного применения результатов исследова- ний ставит вопрос о дальнейших перспективах развития. В связи с этим взаимодействие гуманитарных исследований и социальной работы имеет значимую область познания действительности. Гуманитарные исследования имеют большой потенциал в сближении теории и практики социальной работы. Взаимосвязь данных областей по- знания может решать несколько задач: во-первых, социальная работа как наука наполнится необходимым методологическим компонентом, во- вторых, гуманитарная наука сможет реализовать потребность в приклад- ном характере своих исследований, в-третьих, в силу общности объекта и предмета – человека, гуманитарная и социальная науки получат возмож- ность сфокусировать исследования на собственно человеческое в человеке. Литература 1. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по ра- боте с семьей»: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=