РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

23 Как и во всех профессиях «человек-человек», она требует особого ос- мысления, так как включает субъект, объект и процесс деятельности. Суть проблемы заключается в том, что в теории социальной работы нет единого определения профессиональной компетентности социального работника. До недавнего времени вопросы формирования компетентности реша- лись в параллельных направлениях, часто не взаимодействующих друг с другом. В образовании компетентность формируется посредством изуче- ния курсов и дисциплин, в профессии – посредством практической дея- тельности. История становления и развитие социальной работы в России имеют свои специфические особенности, определяющие трудности, с которыми мы сталкиваемся. Во-первых, обучение социальной работе в странах Евро- пы и США началось в конце XIX века, когда были обозначены практиче- ские конструкты деятельности, сформулированы конкретные теоретиче- ские базисы. На основании этого социальные службы инициировали обучение специалистов для улучшения качества оказываемой социальной помощи. В нашей стране и обучение, и практика развивались параллельно. Такой путь имеет свой потенциал. Динамика общественных и производственных процессов требует от образования гибкости, актуаль- ности и адаптированности. Следующей особенностью отечественной социальной работы является недооценка практиками научных знаний. В работах Е. Р. Ярской- Смирновой приводятся результаты исследований руководителей социаль- ных служб в их оценке университетского образования по специальности «Социальная работа». Большинство из опрошенных отметили низкую при- кладную значимость полученных знаний у выпускников. Возникает во- прос: какова причина? Низкая практикоориентированность образования? Слабая организация профессиональной деятельности, неспособная задей- ствовать весь арсенал знаний новых специалистов? Оба утверждения име- ют место быть. Несмотря на то, что в учебных планах на региональные дисциплины (вариативный блок) отводится значительная часть времени, проблема практикоориентированности существует. Организация труда – также значимый фактор. Отсутствие должного статуса и престижа профес- сии со стороны общества и государства, недоступность материальных благ и невозможность профессионального роста стали причинами низкой ква- лификации кадров социальной работы. В настоящее время социальная работа как наука и профессия пережи- вает период переосмысления и переоценки ценностей на уровне государ- ства и общества. Одним из значимых преобразований является внедрение профессиональных стандартов «Специалист по социальной работе», «Спе- циалист по работе с семьей» и другие. Назначение стандартов – унифика- ция профессиональной деятельности [1, 2]. В документах четко прописаны

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=