РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

21 Оценка качества образовательного процесса может располагаться в двух системообразующих аспектах – результирующем и процессуаль- ном[2]. То есть именно контроль может нести функцию оценки как обра- зовательного процесса, так и качества будущих специалистов. При этом оценка качества образования в зависимости от результата чрезвычайно ус- ложняется, поскольку во многом различается у «заказчиков» образова- тельных услуг и «пользователей» этих услуг, а также других участников образовательного процесса. Получается, что контроль качества в вузе дол- жен взять на себя координирующую функцию между высшим образовани- ем и потенциальными работодателями. В связи с этим процесс обучения должен строиться так, чтобы активи- зировать обучающие и развивающие функции контроля, а также способст- вовать возникновению субъект-субъекного взаимодействия в образова- тельном процессе [2]. Можно говорить о том, что изменился контекстный подход к осмыслению понятий «знающий» и «умеющий». Прежний под- ход, представленный как «фактологическое» знание, на первое место ста- вит умения применять знания в нестандартных практических ситуациях. Здесь целевые установки, обуславливающие результаты современного об- разования, задаются в понятиях измеряемых результатов [1]. Ориентация на субъект-субъекное взаимодействие в образовательном процессе заключается в создании условий для активизации учебно- познавательной деятельности студентов, усиления их мотивации к учебе и самостоятельной работе и повышения объективности оценивания уча- щихся. В качестве таких условий предлагаются модульная организация учебного процесса, постоянное отслеживание уровня знаний и много- балльное оценивание обученности учащихся. Содержательная сторона такой системы контроля и оценки результатов обучения должна не только отвечать уровню освоения содержания образования, но и включать в себя учебную научно-исследовательскую работу студентов, направленную на развитие преобразовательных, исследовательских возможностей личности будущих специалистов. Итогом применения оценочных средств и технологий является ста- новление студента как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижение такого уровня развития личности, когда она оказывается спо- собной поставить цель своей деятельности, актуализировав для этого зна- ния и способы деятельности; когда студенты могут планировать, коррек- тировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью. Поэтому современная контрольно-оценочная система ориентирована на создание процедур, измерителей, программно-педагогических средств, взаимодействующих как единое целое в процессе проверки и оценки результатов обучения и воспитания, оценивания уровня подготовки объек- тов контроля, на текущий анализ данных контроля, их интерпретацию и на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=