РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

203 3. Шаповалов, В. И. Формирование конкурентоспособности школьни- ков в условиях дополнительного образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. И. Шаповалов. – Ярославль, 2008. 4. Шелиспанская, Э. В. Проблема формирования конкурентоспособ- ной личности студента-психолога / Э. В. Шелиспанская // Масоили мубра- ми психологий дар чомеами муосири Точикистон: Маводи конференсия и чумхуриявий (14–15 ноябри соли 2014). – Душанбе, 2014. – С. 200–206. М. Ю. Шумилева, студент IV курса Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Дошкольный возраст представляет собой этап социокультурного ста- новления личности ребенка. Социально-культурное развитие определяется системой взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, положе- нием в социуме, в целом культурой общества. В процессе социокультурно- го воспитания ребенок приобретает знания, умения, навыки, им осваивает- ся социальный опыт, формируются навыки общения. Под социокультурным развитием понимают конкретизированное по- нятие процесса социализации с выделением культуры (индивидуальной и общественной) как определяющего фактора развития личности [3]. Именно в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к социокуль- турному развитию, так как перед ним открывается мир духовных ценно- стей, нравственных принципов и человеческих отношений. Социокультурное развитие детей связано со взаимодействием ребенка с окружающими людьми, заинтересованными в благополучном его развитии, которые пере- дают свои знания, навыки, помогают ребенку принять социально-культур- ные особенности своего общества. Проблемой социокультурного развития детей занимались многие ис- следователи, такие как Н. Я. Большунова, Т. В. Соколова, С. В. Кахнович, К. И. Чижова, Л. И. Канин, О. В. Федоскина и др. Они отмечают, что со- циокультурное развитие определяется способностью сопоставлять жизнь с образцами, которые должны быть представлены как система человече- ских установок и стилей общения. Эта способность вырабатывается при помощи ритуалов, которые должны быть в системе дошкольного образо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=