РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

197 ванное издательство, занятое публикацией научно-популярной литерату- ры, в работе которого участвовали крупнейшие ученые страны. В 1927 г. во всех центральных газетах была опубликована декларация группы научных и технических работников, выступившей с инициативой организации Всесоюзной ассоциации работников науки и техники для со- действия экономическому и культурному развитию страны. На предпри- ятиях, в НИИ создавались коллективы ассоциации, которые выступали за приближение научной работы к производству, боролись за качество про- дукции, широкое развертывание рационализаторской работы. С началом Великой Отечественной войны политико-просветительная работа перешла на рельсы военного времени. Она велась в воинских час- тях, госпиталях, на призывных пунктах военкоматов, в цехах, красных уголках, платформах железнодорожных станций и т. п. Основным содер- жанием этой деятельности стало разъяснение целей и характера войны, разоблачение сущности фашизма, освещение хода военных действий, оз- накомление с международным и внутренним положением Советского Союза, обучение населения действиям в военных условиях, гражданской обороне. Тема советского патриотизма стала ведущей в деятельности уч- реждений культуры. В августе 1943 г. было создано Всесоюзное лекционное бюро, ставшее центром, в котором силами крупнейших специалистов разных отраслей зна- ний разрабатывались лекционные темы, проводилась работа по повышению качества и совершенствованию методики работы лекторов страны. За не- полные четыре года своего существования Всесоюзное лекционное бюро проделало значительную работу в области распространения политических, научных и военных знаний. Силами виднейших ученых, военных и общест- венно-политических деятелей бюро разработало и подготовило к публично- му чтению около 700 тем по самым разнообразным актуальным вопросам. С лекциями выступали академики, члены-корреспонденты Академии наук, доктора наук, генералы, полковники, писатели, журналисты, государствен- ные и общественные деятели. Распространялись книги и брошюры о Пол- тавской битве, о битвах под Бородино, на Куликовом поле; о Суворове, Ку- тузове, Багратионе, Ушакове, Нахимове, Денисе Давыдове и др. Война нанесла ощутимый удар и по всей материальной базе просвети- тельской работы в стране. С 1941 по 1945 г. резко сократилось количество Дворцов и Домов культуры, клубов, массовых библиотек, музеев. Но по мере освобождения территорий от немецко-фашистской оккупации начи- нала разворачиваться работа по восстановлению утраченного. После окончания Великой Отечественной войны организация просве- щения претерпела значительные изменения. Научно-техническая революция заставила общество переосмыслить свои представления об окружающем ми- ре и роли человека в нем. С другой стороны, развертывалась «холодная

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=